Недавно один мой приятель поделился мнением, что по поводу социализма русским навешали лапши на уши, а вот насчёт капитализма не обманули - всё так и есть. Речь, судя по всему, идёт о чудесной сказке о «светлом будущем», которую нам рассказывали на протяжении семидесяти лет и параллельной страшилке о «загнивающем Западе», в котором кровопийцы-буржуины тянут соки из трудового народа и походя занимаются геноцидом несчастных негров.
С недавних пор я поражаюсь, насколько современной российской действительности удалось воспроизвести все эти лубочные картинки советской пропаганды, которые, как мы теперь понимаем, не имели ни малейшего отношения к действительности западной. То есть, человеку, сохранившему в наши дни верность заветам Ильича действительно может показаться, что он просыпается утром и видит в окно хищный оскал капитализма, которым его пугали в далёкой юности мудрые товарищи. Разумеется, отсюда возникает желание повернуть время вспять и поставить в избирательных списках галочку напротив кандидатов от КПРФ.
Впрочем, учитывая, что утрированный образ капиталиста-кровопийцы без чести и совести, - это, по большей части, плод воспалённого воображения советских идеологов, можно предположить, что феодальное государство, в котором мы имеем удовольствие сейчас жить - продукт нашего же собственного мифотворчества. То есть, когда-то мы сами написали себе той сценарий, согласно которому сейчас олигархическая верхушка бессовестно обворовывает своих сограждан, а сограждане дружно спиваются, не видя ни малейших перспектив на будущее.
У нас не только с так называемым капитализмом такие проблемы, но и с тем же социализмом. Если кто-то думает, что у Маркса где-то можно отыскать описания концентрационных лагерей, безмерно раздутой бюрократической машины, высшей касты партийной элиты или возведение его собственного учения в ранг религии - то он сильно ошибается. Маркс строил теорию общества, претендующую на статус научной, и поэтому допускал конструктивную критику. Это оголтелые советские коммунисты сделали его учение истиной в последней инстанции и основали на этой основе новый культ со всеми полагающимися религиозными атрибутами: кастой первосвященников (коммунистическая партия), религиозной символикой (звезда, серп и молот), религиозной системой обрядов (от принятия в пионеры до традиционного поздравления генсека в новогоднюю ночь) и т.п.
По сути, русский коммунизм не имел принципиального отличия от русского царизма и нынешней российской демократии. Во всех трёх политических формах мы наблюдаем одни и те же беды: отсутствие в обществе правовой и бытовой культуры, явное кастовое деление, гигантский бюрократический аппарат и дикую коррупцию, разгул мракобесия, воровства, лени и элементарной глупости.
Обе российские революции были приняты народом с готовностью именно по той причине, что их организаторы претендовали на решения этих извечных российских проблем. Однако после первых десятилетий постреволюционного разгула (20-е и 90-е годы), маятник уходил в противоположную сторону, и государство оказывалось в условиях жесточайшей реакции. В эту пору власти, по сути, реконструировали разрушенную систему и запевали старую песню на новую мелодию.
А те ужасные рассказы о злых буржуинах, с которых я начал, - были не чем иным, как вытесненными мечтами самих же советских идеологов. Их, видимо, настолько возбуждал тот садо-мазохистский комплекс, который они обнаружили в марксистской диалектике Господина-Раба, что они без конца сочиняли вариации на эту тему, пугая простодушных граждан. А как только представилась такая возможность - с радостью стали воплощать свои «ночные фантазии» в действительность.
Конечно, стоит признать, что любая идеология - это, как минимум, необъективно. Отстаивать с пеной у рта идеи Маркса или с важным видом проповедовать концепции Карла Шмитта - значит предавать своего внутреннего критика. Однако хочется пожелать нашему народу воплотить хотя бы одну идею не как обычно, а достойно: умно, последовательно и красиво.
Не знаю, что нужно делать, чтобы это получилось. Но подозреваю, что начинать надо не со всей России, а с отдельно взятого региона, области, населённого пункта. Если наладить достойную жизнь хотя бы в пределах одной единственной коммуны (не в марксистском смысле, а в административном), защитить её от произвола чиновников и предложить всем желающим повторить её опыт - то это может положить начало действительно глобальным изменениям. В любом случае, я уверен, что людей не надо осчастливливать свыше, счастливыми они могут сделать себя только сами.