Сегодня решил выложить в ЖЖ свой доклад годовой давности, подготовленный для ежегодной конференции "Гуманитарий в роли педагога", проходящей у нас в РГГУ. События уходящего учебного года, в ходе которого мой вуз был признан неэффективным, а философский факультет лишился бюджетных мест в бакалавриат, добавили актуальности этой работе.
(
Read more... )
Насчёт дегуманизации образования на Западе. Конечно, там дело не доходит до откровенного маразма, как у нас (я имею в виду планомерный развал гуманитарных наук под эгидой Министерства образования). Но до интеллектуального бума, когда аудитории Сорбонны и Эколь Нормаль ломились от желающих послушать Лакана и Фуко, им очень далеко. Студенчество измельчало. Система гонит откровенную штамповку. Нет по-настоящему мощных интеллектуальных течений, какими были феноменология, экзистенциализм и структурализм середины и второй половины XX века. Я уж не говорю о серьёзной деградации в сфере начального и среднего образования. Основная задача французских начальных школ сейчас - минимально окультурить детей имигрантов и привить им базовые социальные нормы. О воспитании личностей речи уже не идёт. Во главе угла как раз пресловутая стандартизация.
Кстати, по поводу отсутствия тенденции к гуманизации образования в Советском Союзе - здесь Вы не правы. Откуда, по-вашему, появилось поколение физиков-романтиков? Откуда взялся послевоенный культурный бум: всякие там Евтушенки, Высоцкие, Сахаровы, Мамардашвили и т.д. и т. п.? Вторая Мировая, как это ни парадоксально, весь мир на пару-тройку десятилетий сделала более человечным.
Насчёт современных российских реалий. Ну здесь ситуация очень неоднородная. Кто-то после вуза вполне себе включается в конструирование своих, как Вы выражаетесь, "бизнес решений". А кто-то действительно сидит на заднице ровно и ждёт золотого дождя за свою гениальность. Согласен, что в России процент последних неприлично велик. Но и людей с активной жизненной позицией хватает.
Reply
Время идет и общество на Западе меняется. Времена Фракции Красной Армии в Германии уже прошли. Люди уже отвыкли от войны, привыкли к стабильности, хотят регулярно получать хорошую зарплату, далее пенсию, и другие социальные блага. В Die Zeit некоторое время назад была статья на тему, почему, собственно говоря, немецкие дети должны жить лучше, чем их родители (с подтекстом, что лучше уже некуда). В немецком обществе сейчас часто можно услышать, что время учить китайский. Некоторый пессимизм налицо - например см. фильм Меланхолия. Что есть, то есть.
Reply
Reply
Reply
К примеру, тракторист дядя Вася из деревни Перловка ко всем этим "гуманизациям" всегда будет глубоко равнодушен. Его жизнь от этого лучше не станет.
А вот для меня поворот на гуманизацию образования будет бесспорным улучшением, так как заниматься стандартизацией индивидуумов и формированием специалистов мне не хочется. Я хочу иметь дело с живыми людьми, а не с биомодулями, обеспечивающими вычислительные мощности современного Левиафана.
Reply
Reply
Речь о гуманизации и дегуманизации образования, не так ли? Дяде Васе эта "гуманизация", как говорится, "до чёрта". У него и так в жизни техницизма немного. Один сплошной гуманизм да натурализм. А я, как человек, живущий в современном мегаполисе и непосредственно имеющий дело с концепциями информационного общества и последними перлами мин. образования, обеспокоен описанными тенденциями. Для меня дегуманизация образования является насущной проблемой.
Прошу Вас, не искажайте мои мысли. У меня, кажется, достаточно лаконичные формулировки и вполне прозрачная логика.
Reply
Я не искажал ваших мыслей, я просто спросил, чтобы уточнить вашу позицию. Поэтому пожалуйста не обижайтесь. В этом, по-моему, состоит цель беседы, чтобы более точно понять позицию собеседника. Разве не так?
Например ваши последние ответы у меня вызвали ассоциацию с интервью Кончаловского
http://top.rbc.ru/viewpoint/30/04/2013/856341.shtml
где он например говорит
"Я думаю, что Александру Исаевичу Солженицыну очень повезло, что он родился в те времена, когда в Советском Союзе нельзя было печатать то, что он писал, и что были очень читающие люди."
Мое прочтение было таким: Как было здорово, когда всем было плохо. Тогда можно было легко себя показать. Поэтому давайте опять сделаем, чтобы всем было плохо, тогда отдельным умным людям опять будет хорошо.
Я пишу это, не для того, чтобы вас обидеть, я просто высказываю мое впечатление. Вполне возможно, что более детальный анализ текста покажет, что мое впечатление неправильно.
Reply
Reply
Leave a comment