С указанной негативностью сознания у Сартра связана и концепция фундаментального недостатка бытия (manque d'être), присущего человеческой реальности. Сама способность человека действовать целенаправленно, желать чего-то, свидетельствует об исходном недостатке, имеющемся в «природе» человека. Сартр пишет: «Желание есть недостаток бытия, оно
(
Read more... )
Reply
Reply
Может пурга оттого, что Мамардашвили картезианец? А картезианство не очень дружит с постсовременной темой желания-нехватки.
Reply
«Фраза Блока (которую я приводил) о том, что интеллигенция может искупить свою вину перед народом только в свете тотального мифа, есть пример невыполнения до конца интеллектуальной ответственности и тем самым как раз вина, но не перед народом, а перед бытием. Существуют некоторые комплексы, которые останавливают мысль; есть некоторые слишком лёгкие фразы, подобные блоковским, которые в экзистенциализме тоже останавливают мысль. Есть один пример интеллектуальной биографии, жизненной биографии, которая просто ходячее подтверждение этого. Я имею в виду Сартра. Не только в философии, но уже в живой биографии этого человека есть некоторые комплексы, родившиеся тем стихийным путём, который я описывал; они остановили ответственность выполнения мысли до конца. Сартр становился всегда лёгкой жертвой любых революционарных и так далее фраз».
Reply
Reply
Reply
Reply
В общем, на мой взгляд, обвинения Мамардашвили в адрес Сартра совершенно несправедливы. Мне вообще очень странно слышать все эти рассуждения о том как ПРАВИЛЬНО быть интеллигентом и как им быть НЕПРАВИЛЬНО. К слову, на Западе Сартра очень неплохо знают. А имя Мераба Мамардашвили там вряд ли кому-то что-то скажет.
Reply
То есть понятно конечно, почему погруженность сартровского человека в контекст Мамардашвили не одобрял. Чисто наша интеллегентщина. Метафизики.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment