Догмат троицы

Dec 15, 2012 19:13

Честно говоря, никогда не понимал, в чем заключается пресловутая сложность и недоступность рациональному пониманию догмата троицы. Лучшие умы Средневековья останавливались перед ним в своих рассуждениях, постулируя, что мол есть истины разума, а есть истины веры, и догмат троицы относится к последним.

В наше время, похоже, мало кого вообще интересуют подобные вопросы. Попы ограничиваются простым утверждением, что Отец, Сын и Святой Дух - три лика единого Бога; прихожане спокойно принимают это утверждение на веру, не пытаясь его понять. А все остальные тоже не пытаются понять, потому что не являются верующими.

На мой взгляд, догмат Троицы очень просто объяснить. Приведу два наглядных примера подобной "единосущностной троичности":

1) Возьмем грамматику, базовые личные местоимения: Я, Ты и Он. Очевидно, каждое из этих слов является именем, имена отличаются друг от друга, но в то же время, существуют ситуации, в которых они могут относится к одному и тому же человеку. Различаться будет только тип отношений. "Я" будет выражать субъективность, "Ты" - диалектическое отношение, "Он" - объективность. Сущностно все три имени могут совпадать, т.е. иметь референтом одну и ту же персону. Но в каждом случае эта персона будет представать в новой системе отношений, т.е. в своей новой, не сводимой к прочим, проявленности.

2) Другой пример касается того, как мы воспринимаем какого-нибудь человека; положим, своего возлюбленного. Имеется в виду чистая эмпирика. Очевидно, мы видим его, слышим его голос и шаги, а если протянем руку, можем коснуться его кожи, волос. Соответственно, материальный образ человека будет суммой восприятий, полученных различными органами чувств: зрением, слухом, осязанием и т.д. Но каждый из этих каналов восприятия, будучи абстрагированным от других, несет в себе уникальную "информацию", несводимую к прочим. Следовательно, наш образ человека - это наложение нескольких независимых слоев восприятия, в каждом из которых он обращает к нам свой неповторимый "лик". Так зрение, слух и осязание дают нам три "лика" единой сущности.

Скорее всего, догмат троицы имеет в виду гораздо более утонченные проблемы, с которыми я, как человек неверующий, не знаком. Осведомленные френды меня поправят. Но то, о чем я знаю, как видите, решается очень просто.

христианство, философия

Previous post Next post
Up