Русское кино за кадром: без законов и не «по понятиям».

Jun 03, 2009 01:57



Очередной Московский кинофестиваль, стартующий 19 июня, грозит запомниться не только премьерами, но и громкими акциями протеста. Профсоюз работников киноиндустрии и телерадиовещания готовится в дни фестиваля провести серию акций протеста против продюсерского беспредела, и коррупции на съемочных площадках.



- В истории российского кинобизнеса никогда не кидали с зарплатой только осветителей, потому что в их руках «рубильник», - говорит режиссер Павел Щербатюк. - Весь остальной кинолюд работает на съемочной площадке на свой страх и риск. Более того, все фестивальные фильмы, получившие позже разнообразные награды, были сняты с нарушением российских законов. Вот мы и хотим, чтобы съемочные площадки работали в соответствии с российскими законами и Трудовым кодексом, а не по «понятиям» продюсеров, которые ради денег готовы кинуть кого угодно.


В центре скандала с фильмом «Сказка-XXI» оказался Михаил Пореченков, еще весной-2008 задолжавший творческому коллективу больше десяти тысяч долларов. Некоторые актеры говорили, что поступок Пореченкова - обыкновенное кидалово. Договоры были составлены в одностороннем порядке, спустя несколько дней их попросили сдать в бухгалтерию на переоформление. У артистов остались только расписки.

В фильме среди прочих снимались: Алексей Серебряков, Григорий Сиятвинда, Артур Смольянинов, Михаил Козаков, Ксения Раппопорт, Гоша Куценко, Анна Михалкова, Максим Суханов, Игорь Петренко, Дарья Мороз, Константин Хабенский, Михаил Трухин, Андрей Смоляков/



Оператор Анатолий Мананников, в свое время принимавший участие в съемках фильмов «Мусульманин», «24 часа», много работавший с Эльдаром Рязановым, рассказал:

- Полтора года назад я согласился участвовать в проекте под рабочим названием «Сказка XXI века». Картина должна была состоять из 4 новелл. Затевал проект Михаил Пореченков, но потом он передал руководство съемками некоему ООО «Муви Про». Были отсняты две части, и с тех пор, вот уже год, вся наша съемочная бригада слушает другие сказки. Они о деньгах, которые должны заплатить якобы «со дня на день».

В итоговом релизе картины «Сказка-XXI» упоминания о Мананникове вообще нет. В качестве оператора записан 30-летний Каторженко Андрей Сергеевич. Продюссер - Михаил Пореченков, которого, кстати, называют главным кандидатом в преемники Никиты Михалкова на посту главы Союза Кинематографистов России.

Тем временем:

Когда в минувшем году стало известно о смерти супруги Константина Хабенского, в СМИ была распространена информация, что на ее лечение Михаил Пореченков передал своему другу большую часть собственного гонорара за «Сказку-XXI».

Свой иск к «А-Медиа продакшн» подал художник по костюмам Роман Спивак (работал на фильмах «Участок», «Дальнобойщики», «Бедная Настя») после своего участия в проекте «Петровка, 38».

- Самое смешное, что этот проект посвящен борьбе с преступниками и мошенниками. А теперь вот сами выступаем в роли жертв.

По словам Романа Спивака, помимо мошенничества с зарплатами, ситуация в кинобизнесе усугубляется еще и тем, что, желая сэкономить на зарплатах, продюсеры начинают набирать на работу людей с улиц:

- Человек сегодня числился маляром, красил забор, а завтра он уже - главный художник. Хорошо если талантлив, а если нет? Результат: в каждой второй картине полно ляпов и несоответствий. Но если у человека за спиной 2 класса образования, и он знает о Великой Отечественной лишь то, что у русских должны быть звезды на форме, а у немцев - кресты, как он может делать качественное кино?! Зато потом зрителям объясняют, дескать, это у нас видение сюжета такое!

Весь косяк в киноиндустрии начинается еще на стадии заключения договоров, в которых элементарно отсутствуют многие условия сотрудничества: количество рабочих часов, штрафы, премии за переработку и все прочее. Как правило, с операторами, гримерами, костюмерами, художниками заключаются договор подряда, как с индивидуальными предпринимателями. В результате, идти жаловаться в прокуратуру или трудовую инспекцию на нарушения Трудового кодекса на съемочной площадке - они не могут.

Сегодня съемка ни одного фильма не обходится без финансовых махинаций и двойной бухгалтерии, за каждой громкой кинопремьерой и новым телесериалом прячется банальный обман.

Список фильмов и сериалов, за съемки которых продюсеры не заплатили (по данным профсоюза работников киноиндустрии и телерадиовещания):

1. «Сказки 21 века» - компания ООО «МувиПро»;
2. «Барвиха» - ООО «РасфокусФильм, телеканал Россия;
3. «Управа» - ООО «Алмакс»;
4. «Котовский», «На нейтральной полосе» - ООО «Алмакс»;
5. «Петровка 38», «Монтекристо» - «А-Медиа»;
6. «Умница-красавица» - «Инсайт Пикчерс»;
7. «Дедушка в подарок» - ООО «ПРО движение»

Зачинатели «Улиц разбитых фонарей» в феврале 2009-го предъявили судебный иск компании «Феникс-фильм» на сумму более 1,5 млрд. рублей. Иск был подан в арбитражный суд Москвы после того, как суд Санкт-Петербурга признал «Оперов» контрафактной продукцией. Ответчиками по делу стали создатели сериалов «Опера. Хроники убойного отдела» и «Опера-2». Решение по делу пока не вынесено.



Сами судебные тяжбы по делу «Оперов» тянутся с 2004 года. Суды периодически признают, что создатели этого сериала «заимствовали аудиовизуальные образы». Что, впрочем, не мешает им по-прежнему с успехом эксплуатировать эти образы.

В феврале в российский прокат вышел фильм «Возвращение мушкетеров» режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Бюджет - 5 миллионов долларов, мощная наружная и ТВ-реклама. Тот же режиссер, тот же композитор - Максим Дунаевский, тот же слоган: «Один за всех и все за одного!» Тем неожиданней было услышать мнение народного Д’Артаньяна России Михаила Боярского о проекте:

- Сценарий Хилькевича под условным названием «Мушкетеры на том свете» совершенно не совпадал с моим представлением судьбы мушкетеров. Виртуальное существование мушкетеров на том свете, а затем их странный «транзит» на этот свет, просто не укладывались в моей голове… Я долго отказывался сниматься. Но когда «на том берегу» остался только Боярский, то мне ничего не оставалось, как сказать: «Один за всех, и все за одного!» - и пуститься вместе с моими друзьями в это весьма рискованное плавание.



Минувшей весной в интервью журналу Life, Федор Бондарчук пожаловался, что его преследуют кредиторы, которые давали деньги на съемки картины «Обитаемый остров»:

- Меня стали сильно теребить банки, которые давали деньги на съемки обеих частей «Острова». Банкиров тоже можно понять, у них вообще у многих ситуация тяжелейшая. В общем, приходится мне сейчас экстренно думать, как выпутываться из всего этого.



Продюсер фильма Александр Роднянский до наступления кризиса был уверен, что выручка от двух частей картины составит 70 миллионов долларов.

Финансировался «Обитаемый остров» из нескольких источников:

1. $7 млн в съемки фильма инвестировал совладелец канадской компании Midland Group Эдуард Шифрин. Это был первый киноопыт бизнесмена.

2. $2 млн - Федеральное агентство по культуре и кинематографии: по $1 млн. на серию.

3. Экспобанк. После успешных «9-ой роты» и «Жары», были оговорены особые условия кредитования для «Обитаемого острова». В марте 2008 года был переименован в «Барклайс Банк» в связи с приобретении Barclays 100%-ной доли.

4. Собственные средства кинокомпании Бондарчука Art Pictures. Размер не известен. Вполне может быть, что Федор Бондарчук, решил не рисковать своими средствами и полностью положился на инвестции и кредит.

Общий бюджет картины составил, по ряду данных, 36 миллионов долларов. Из них $ 10 млн. было израсходовано на рекламную кампанию. В итоге часть № 1 собрала в прокате $ 21,5 млн., часть № 2 - $ 5,5 млн.

Федор Бондарчук и «Обитаемый остров» на Украине угодили в центр скандала. Лента стала кинодокументом уничтожения уникальной части украинской природы на крымском мысе Казантип, заявляют экологи. «На территории Украины снят фильм, который стал самым масштабным по ущербу, нанесенному украинским заповедникам, за все годы нашей независимости», - заявил заместитель председателя Национального экологического центра Украины Алексей Василюк.



Каким-то загадочным образом киногруппе Федора Бондарчука удалось получить разрешение Государственной службы заповедного дела Украины на натурную съемку в Казантипском заповеднике. Пропуск выдало и украинское Министерство природы. В ответ ООО «Кинокомпания Нон-стоп Продакшн» пообещало снимать «с соблюдением природоохранного законодательства Украины». Подпись директора картины Романа Кокорева гарантировала «чистоту и порядок».

С Харьковского танкового завода пригнали восемь Т-62, переделанных в инопланетные боевые машины. Танковые траки в дым и копоть рвали коралловый камень Казантипа. Киношная пиротехника была такой мощности, что на окраине соседнего поселка Мысовое из окон домов вылетали стекла.

Охрана Бондарчука жестко перекрыла доступ к месту съемок. Были избиты несколько человек, пытавшихся остановить съемки. Ущерб природе так и не был компенсирован.

Геннадий Сидоров, отснявший 9 из 12 серий популярного телефильма «Апостол», возмущен тем, во что превратили его детище.

- Я не люблю, когда меня держат за какую-то попку, которую можно использовать! Я сделал 9 серий, в них ни за один кадр мне не стыдно. Ни за один! Другое дело, что эти г...ны все это взяли и опустили в мыло. Моя маленькая история, как оказалось, на х..., не интересна никому. То, что показывают - это не моя история!

По словам Сидорова (нижнее фото вместе с Н. Фоменко), его планомерно выдворяли из сериала, переписывали за его спиной меняли сценарий, героев, вмешивались в съемочный процесс. В конце концов, режиссер проект покинул.



- Ситуация такая - я ушел с проекта, меня не уволили! Я ушел, потому что не мог больше терпеть. Я сказал: «Ребята, идите на х...!» - и ушел. А когда лев уходит - за ним приходят такие побирушки-падальщики. Эти побирушки-падальщики раздербанили этот сериал. И теперь Юра Мороз будет главным режиссером сериала.

В итоговом релизе указано сразу три режиссера, ставших авторами сериала: Юрий Мороз, Николай Лебедев, Геннадий Сидоров. Именно в такой очередности.

В связи с финансовым кризисом на неопределенное время приостановлены многие телепроекты, которые только находились в разработке. Заморозились съемки около трети запущенных в производство фильмов, а телеканалы, заказывающие сериалы у кинофирм, объявили о снижении на 30-40 процентов закупочных цен. По данным издания «Мир Новостей», в России есть только одна категория телесериалов, которых не затронул кризис, - это фильмы, которые снимаются за счет Правительства Москвы. Такие проекты получили финансирование из расчета 13 млн. руб. на одну серию. Уже вышли: 16-серийная драма «Тяжелый песок» по роману Рыбакова, 22-серийная «Московская сага» по роману Аксенова, мелодрама «Две судьбы». В 2010 году выйдет сериал по роману Юрия Полякова «Грибной человек». А детский фильм Николая Денисова «Приключения на хуторке близ Диканьки» - о том, как мальчик из Москвы приехал отдыхать под Полтаву, и о его приключениях, связанных с творчеством Гоголя, - покажут в 2009 году.

Источник.

кино

Previous post Next post
Up