Посвящено Пушкину. В день его рождения. Наверное.
Конечно, Пушкину до лампочки мое посвящение: его давно уж нет среди ныне живущих. Да если бы и жил - мало ли графоманов, высокопарно посвящающих ему свои писательские потуги.
Просто так совпало: с интервалом в неделю перечитал "Евгения Онегина" и лермонтовский "Маскарад".
Еще в советской школе Онегина с Печориным принято было сравнивать: оба проходили по статье "лишние люди". Но сейчас понимаю, насколько разные эти персонажи, равно как нельзя сравнить героя пушкинского романа с Арбениным. Ну разве что и того, и другого зовут Евгений.
Еще совсем недавно гений Лермонтова я ставил выше: уж слишком мне дорог "Герой нашего времени". Но в последние дни произошло коренное переосмысление.
Стиль "Онегина" светлый, легкий, радостный, игривый. Хотя на самом деле это не водевиль, не комедия и не оперетта. Это - серьезная драма, с элементами трагедии (на дуэли убит Ленский). Над строками романа девушки плачут днями и ночами напролет, а иногда скупая мужская слеза предательски просится наружу, рискуя разоблачить ее обладателя как сентиментальную личность. И все же роман необычайно светел: после знакомства с ним очень хочется жить, отчаянно любить. Только избежать бы ошибок главного героя и его Тани.
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была...
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно всё. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
Энергетика же "Маскарада" демоническая и даже дьявольская: мы видим сразу несколько персонажей, насквозь пронизанных разными пороками, излечить которые не в силах даже очень любящий их человек. Вспомним: поэт Ленский у Пушкина тоже в момент превратился в горящий факел, сжигаемый жаждой мщения, но при первом ласковом взгляде ветреной Ольги он смягчается. Совсем не такой Арбенин.
А за что же
Тебя любить - за то ль, что целый ад
Мне в грудь ты бросила? о, нет, я рад, я рад
Твоим страданьям; боже, боже!
И ты, ты смеешь требовать любви!
А мало я любил тебя, скажи?
Онегина можно порицать, но он представляется всего лишь мудрым чудаком, рано понявшим истинную цену светским увлечениям, и оттого разочаровавшимся во всех прелестях жизни, включая и любовь. Он не издевается над бедной Таней, нет: он всего лишь говорит ей все то, что чувствует, ни капли не лукавя. Он признается, что, конечно бы, выбрал ее, когда чувствовал бы в сердце склонность любить кого-то искренно и нежно. Но он не хочет врать и не желает быть причиной душевных мук своей милой Тани. Онегин чувствует, какое сокровище ему признается в любви - и не смеет губить его.
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он,
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я верно б вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив... сколько мог!
Совсем другой Печорин: вспомним, как отнесся он к милой княжне Мэри, как он обманул ее. Да, он любит Веру, хотя и заставляет ее страдать. Да, не было злого умысла в случае с Бэлой, но он насильно ее выкрал, влюбил в себя - и бросил. Извиняют его лишь оставшиеся дневники: они многое проясняют. Искренность Печорина отчасти раскрывает причины демонизма: перед нами раскрывается несчастная и страдающая душа. Впрочем - это тема отдельного разговора.
Арбенин же закрывается в своем коконе: он не слышит доводов разума, слишком ослеплен злобой и жаждой мщения. Кроме Нины он изощренно мстит Звездичу, а в конце раскрывается давняя нелицеприятная история изощренной жестокости и бездушия к Неизвестному.
Теперь молиться время, Нина:
Ты умереть должна чрез несколько минут -
И тайной для людей останется кончина
Твоя, и нас рассудит только божий суд.
Я предался отчаянью - тут были,
Ты помнишь, может быть,
И слезы и мольбы… В тебе же возбудили
Они лишь смех. - О! лучше бы пронзить
Меня кинжалом
Впрочем, он не единственный отталкивающий персонаж в "Маскараде": Звездич, Неизвестный, Шприх буквально переполнены различного рода пороками.
Пожалуй, баронесса Штраль чем-то похожа на Ольгу, но их портреты написаны разными красками двух русских гениев.
Почему у Лермонтова полно демонических персонажей? Верно, ответ искать следует в личности самого поэта. Но это уже совсем другая история.
А еще есть Таня Ларина и Нина Арбенина. Существуют ли такие ангелы в жизни? Бог знает...