Ennio Morricone - музыка из фильмов.

Apr 10, 2007 15:39

Саундтрэки имеют особенность. Они неразрывно связаны с героями и обстоятельствами художественного произведения для тех, кто смотрел фильмы, к которым эта музыка писалась. Музыка перестает быть чисто абстрактным искусством, каковым в идеале она и является. И никуда от этого не деться - хоть тресни. А если люди, которые слушают эту музыку еще к тому же и очень любят эти фильмы, то это становится для них еще более сильным переживанием, которое снова и снова возвращает их к тому с чем эта музыка навсегда связана.
Вестерны Серджио Леоне мы смотрели и пересматривали с Лизой всю нашу совместную жизнь. Это фильмы, которые я никогда не рискнул бы назвать словом "боевик". Я вообще не очень люблю боевики и практически не смотрю всяческих "терминаторов". Не знаю почему. Не тянет. Но почему же вестерны Серджио Леоне так всегда меня манили? Я долго не мог найти ответа на этот вопрос. Чем же они так уж отличаются от многих других фильмов, где в барабанах револьверов никогда не кончаются патроны и главные герои почти неуязвимы для пуль их врагов? Учитывая то, что критику к фильмам я тоже почти не читаю, я пытался допереть до этого самостоятельно. Какие-то догадки витали в воздухе, но я как та собака, которая понимает, но сказать не может, не мог облечь их в словесную форму. Где-то лет пять-шесть назад я прочитал одну критическую статью, в которой анализироваля фильм "The Good The Bad & The Ugly". И вот человек, который писал эту статью, размышляя на те же темы, что и я дал-таки мне эту отгадку. Причем он очень точно подобрал слово, которое дает характеристику этому фильму. Одно лишь слово - "притча". И все встало на свои места. Притча о хороших разбойниках, придурковатых злых разбойниках и целенаправленно жестоких разбойниках. Все они ищут одного - денег и красивой жизни. Каждый по своему. Вобщем-то все понятно. Как у Шаова "Вот было у крестьянина три сына, все трое дураки, что характерно..." Ни один из них не лучше остальных и те вариации игры в благородство, которые свойственны "хорошему" (Клинт Иствуд) - всего лишь слабые искорки, которые изредка напоминают о том, что даже бандитам иногда хочется чувствовать в себе что-то людское, и они находят его в своей душе в остатках того, что они не успели растерять в погоне за богатством и удачей. Но все эти рассуждения не стоили бы выеденного яйца, если бы не режиссерская работа и музыка. Так мог снять только Серджио Леоне. Все эти долгие крупные планы, глаза людей, которые выражают злость, безразличие, холодную жестокость, готовность на все. Эти декорации на фоне которых скачут на лошадях и крутят револьверные барабаны его герои - нищета, гражданская война, шерифы-козлы, которые часто оказываются хуже бандитов, люди, которые каждый по своему ищут свое счастье и либо находят его, либо нет. Эти декорации - они не просто так, они так мастерски рисуют атмосферу времени, что притча становится почти реальностью Долбаки-командиры, которые поставили капитана с его солдатами защищать никому не нужный мост, за который гибнут сотни людей с обеих сторон - ничуть не лучше этих бандитов. Не даром один из них, привыкший всю жизнь смотреть на гибель своих жертв, как на естественный процесс, произносит фразу в момент, когда на поле боя гибнут люди: "Никогда не видел, чтобы столько людей так бессмысленно умирали!". А еще можно вспомнить, как начинается фильм "Однажды на диком западе". Это снятые в течении 15 минут крупным планом лица разбойников, сидящих на станции в ожидании жертвы, которая должна прибыть на очередном поезде. В их глазах пустота и скука, им все равно, что будет дальше - они пришли убивать и просто ждут и коротают время. Звуковое сопровождение - непрекращающийся скрип двери. Это просто такая жизнь. И другой сейчас нету...
Леоне - мастер. С этим трудно не согласиться. И Морриконе - мастер. Музыка, которую он написал - это настолько мощное дополнение к видеоряду, что трудно себе представить эти фильмы в отрыве от нее. Два мастера сошлись в нужное время в нужном месте - и все. Можно больше ничего не говорить. Просто взять и посмотреть четыре фильма Серджио Леоне - "За пригоршню монет", "За несколько лишних долларов", "Хороший, плохой, злой" и "Однажды на диком западе". С музыкальной точки зрения самый выдающийся из этих четырех фильм "Однажды на диком западе", в котором сотрудничество режиссера и композитора достигло пика совершенства. Здесь каждый из героев имеет свою музыкальную тему, которая повторяется по разному в зависимости от контекста, в котором появляется лирический герой.
Что поразительно, что в этих фильмах, насколько бы не была жестокой демонстрируемая действительность, всегда есть какая-то надежда. Она светится, как росток, пробивающийся сквозь камни на фоне войны, никому не нужных смертей, ужасов, которыми изобилует дикий запад. И одна из причин тому, как мне кажется, это отличный сдержанный юмор Серджио Леоне, воплощенный в его лирических героях, который не превращает фильмы в комедию, но и не делает их трагичными до полной безысходности. И конечно же это музыка Эннио Морриконе. Ибо без нее в этих фильмах зрителю нечего делать. Даже если ты уже сто лет не смотрел ни один из этих фильмов и вдруг случайно услышал хоть одну из музыкальных тем, которая в них звучит, тебе почти наверняка захочется еще раз в них вернуться.
Ну, во всяком случае, так происходит со мной.
Previous post
Up