Mar 02, 2007 14:35
Давно не слушал одну из моих любимых групп 70-х. Захотелось поделиться.
Группа SLADE
Те, кто помоложе, возможно, никогда и не слышали о таком названии в жанре рок-музыки. И это повод найти и послушать. Потому, что эта группа 70-х действительно была очень сильная. Музыкальные критики прочили ее во вторые Beatles и было за что. хотя жанр в котором играли Slade был мало похож на Beatles, все же есть один нюанс, который их роднит - и те и другие были очень сильными мелодистами. Я, наверно, очень пристрастен потому, что мои 14-18 лет прошли в тесном контакте с музыкой этой группы и этого уже вполне достаточно, чтобы всегда вспоминать о ней добрым словом. Но все-таки для меня эта группа как-то очень сильно выделяется среди того, что я тогда слушал. Зажигательный рок-н-ролл, наполненный потрясающей энергией, красивейшие баллады, узнаваемость с первых аккордов - это все Slade. Визитная карточка группы - такой своеобразный взвинченный фальцет их солиста Нодди Холдера. Этот вокал мало на кого похож. Он просто заставляет ерзать на стуле, вызывая желание вскочить и кувыркаться в этом безбашенном звуковом потоке. При всем при том, что, как музыканты они были довольно средней руки гитаристы, бассисты, ударники, но они брали другим - потрясающим драйвом, который сносил все на своем пути, искренностью и красивыми мелодиями. Они были прекрасные шоумены - брюки в большую клеточку, наголо обритые головы, шляпа-цилиндр, украшенная круглыми зеркальцами на голове Нодди Холдера, они общались с залом, рассказывая анекдоты, пуская в публику всякие шуточки,вели себя на сцене, как законченные раздолбаи и это, вероятно, подкупало зрителя. Они намеренно коверкали правописание в названиях песен на обложках дисков, вероятно, чтобы подчеркнуть свое пролетарское происхождение. Но на такой атрибутике долго не продержишься, если тебе нечего показать, как музыканту. И они показывали свою незатейливо аранжированную, но очень мелодичную и искреннюю музыку. Достаточно послушать всего несколько песен из какого-нибудь слэйдовского беста и вы увидите, как красивы эти мелодии - Everyday, Far Far Away, Goodbuy T'Jane, Coz I Luv You, Look Wot You Dun, Find Yourself A Rainbow (это не грамматические ошибки - так действительно было написано на конвертах их альбомов 8-) ). А начиналось все в конце 60-х и тоже, как тогда часто бывало, под влиянием музыки все тех же пресловутых Beatles. Первые два альбома Slade были довольно сыроватыми, но уже тогда чувствовалось, что растет очень нестандартная группа. И через два-три года она действительно выросла и в 1972 году разродилась первым своим мощным альбомом - SLAYED?, добрая половина песен из которого потом постоянно фигурировала на сборниках группы. В том же году вышел их первый концертный альбом с незамысловатым названием SLADE ALIVE, слушая который очень легко представить, что творилось на их концертах в то время. Сразу за этим альбомом последовал альбом-сборник, дополненный некоторым количеством новых песен - SLADEST. До 1977 года группа выдавала один альбом лучше другого - OLD NEW BORROWED & BLUE (альбом с отличным материалом, но к сожалению неважно записанный, впрочем мне это не мешает, ибо когда-то я его слушал на магнитофоне переписанным с 10-й копии), SLADE IN FLAME (песни к фильму, в котором музыканты сыграли сами себя), NOBODY'S FOOL а в 79-м случился кризис. Этот год ознаменовался выходом довольно неудачного альбома Whatever Happened To Slade, на котором группа попробовала поиграть и попеть в несвойственной для себя панковской манере. Годом спустя, правда, SLADE вернулись к старому стилю, но реабилитироваться полностью в глазах своих слушателей так и не смогли. Возможно, что просто иссякла золотая жила, которую музыканты разрабатывали предыдущие 10 лет, а может просто началось другое время - время хэви-метала и массовой музыкальной поп-культуры, время вторичности, проросшей из 60-х и 70-х годов. SLADE как могли держались в этом потоке, но они никогда не были вторичностью, поэтому не могли делать что-то другое и они делали. До середины 80-х годов группа выпускала в год по альбому. И хотя они не были такими яркими и цельными, как их работы 70-х, ни один из них не был посредственным и на любом из них можно было найти не меньше пяти песен, которые сделали бы честь любому мелодисту. В конце 80-х музыканты последний раз собрались на запись вместе, но начатый альбом так и не состоялся, хотя было уже записано несколько отличных песен. Нодди Холдер (ритм-гитара) и Джим Ли (бас) покинули группу. Учитывая то, что практически все песни группы имели авторство Holder-Lea, судьба группы была определена и она тихо, без лишнего шума, скончалась, завершив свою карьеру несколькими сборниками, в которые вошли записанные для несостоявшегося альбома песни и видео-сборником SLADE - WALL OF HITS. Последний сейчас довольно частый гость в музыкальных магазинах, где продается музыка на DVD, я его очень рекомендую, в нем действительно собраны очень достойные песни группы за весь период её существования и диск дает хорошее представление о том, что же это был за коллектив. Чуть позже оставшиеся два участника группы Дэйв Хилл (соло-гитара) и Дон Пауэл(ударные) собрали новый состав и начали выступать под названием SLADE2. Были с концертами и в нашей стране, записали два альбома. Я их слушал - ничего особенного. На концертах, разумеется, исполняют много старых хитов. Но слушаются они слабовато, ибо где взять неповторимый вокал Нодди Холдера, а главное где взять тот убойный, сносящий крышу, но светлый и веселый драйв, который остался в тех далеких 70-х годах? Иногда мне кажется, что именно его и не хватает современной музыке.