Бактерии, которые нас выбирают

Oct 07, 2013 18:37


На каждом и в каждом человеке проживает около двух килограммов бактерий. Какова роль этих микроскопических созданий, до сих пор было не очень понятно. Учёные пытаются докопаться до истинного значения бактерий в нашей жизни.




Если пересчитывать клетки нашего организма, то только одна десятая часть придётся на собственно человеческие, что выяснил ещё в 1977 году американский микробиолог Дуэйн Сэвидж из университета штата Теннесси. Остальные 90 процентов являются бактериями, образующими так называемый микробиом или как его ещё называют - микрофлору. Мы носим этих мельчайших живых существ на коже, в особенности на слизистых оболочках, ну и, конечно же, в первую очередь в кишечнике. И этот факт вовсе не свидетельствует о нашей нечистоплотности. Сегодня уже понятно всем, что микробы жизненно необходимы для поддержания нашего здоровья, являясь важной составной частью иммунной системы человека. Некоторые учёные, как, например, француз Жоэль Доре из Парижского института INRA, даже выделяют их в отдельный человеческий орган.

Однако какую конкретно роль играют бактерии и как они взаимодействуют друг с другом, до сих пор практически не известно. Лишь в последние годы микробиологи получили в своё распоряжение инструменты, позволяющие исследовать состав целых бактериальных популяций.

До этого учёные имели возможность культивировать в чашке Петри лишь отдельные штаммы и экспериментировать с ними. Теперь же, поскольку гены являются решающими компонентами бактерий, исследователи в первую очередь концентрируются на подсчёте и классификации этих генов.

И сразу стали обнаруживаться удивительнейшие факты. Например, американская исследовательница Сьюзен Хьюз со своими коллегами выяснила, что наряду с кишечником наибольшее количество бактериальных генов обнаруживается во рту. 7947 их видов находится на языке, 4154 - в горле, около 7000 - в слюне, а в карманах дёсен их более 14 тысяч!

2363 видов бактерий живут за левым ухом


За левым ухом исследователи насчитали 2363 видов генов, не принадлежащих человеку, а на правом локте - 3632. Возможно, что на человеке и внутри него проживает более десяти тысяч различных видов бактерий - гораздо больше, чем считалось прежде. Все вместе они располагают примерно восемью миллионами генов, в то время как человек - всего лишь 22 тысячами.

Большая часть микрофлоры - как по весу, так и по количеству видов - пребывает в кишечнике. До сих пор тамошние бактерии именовались кишечной флорой, а об её важном значении для пищеварения человека было известно уже давно. Кишечные бактерии снабжают нас целым букетом энзимов, которые и помогают нам переваривать пищу. Кроме того бактерии производят в кишечнике витамины и короткоцепочечные жирные кислоты. В общем и целом они выполняют важнейшие задания, которые позволяют нам жить благодаря нашему питанию, независимо от того, едим ли мы жирную отбивную или скромный вегетарианский салатик.

Учёные обнаруживают всё больше функций, которые взвалила на себя кишечная микрофлора. И в первую очередь именно от бактерий зависит само существование иммунной системы. С пищей в организм поступает масса патогенных микробов. И стенки кишечника должны их как-то тормозить, пропуская при этом в кровоток энергосодержащие составляющие переработанной пищи.

Этот уникальный барьер должен быть и крепким, и проницаемым одновременно, а этого можно достичь лишь при наличии хорошо сбалансированного механизма, контролирующего взаимодействие клеток друг с другом.

Легко нарушаемое равновесие

К этому взаимодействию клеток добавляется ещё и взаимодействие бактерий друг с другом, а также их коммуникация с клетками и рецепторами кишечника. Чтобы гарантировать нормальное пищеварение, следует иметь стабильное равновесие между таким гигантским количеством компонентов, участвующих в переработке пищи. И, естественно, столь сложно выстроенное равновесие может быть легко разрушенным неправильным питанием, всевозможными инфекциями, стрессами и медикаментами. Поэтому-то учёных в первую очередь интересует, каким образом можно создать и поддерживать в боевом состоянии максимально стойкую к вредным воздействиям микрофлору.

Обширные исследования позволили в 2011 году прийти к выводу, что существует три принципиально отличающихся друг от друга вида микрофлоры. Их назвали энтеротипами, и некоторые исследователи считают, что их различия столь же фундаментальны, как и между группами крови.

Они характеризуются составом популяций бактерий. Хотя ровно половина всех видов бактерий одинакова у каждого из людей, тем не менее микробиом европейца отличается от микрофлоры у жителя Африки. Учёные считают, что люди могут менять свой энтеротип, если изменятся условия окружающей среды. К ним, естественно, в первую очередь принадлежит питание. Однако свою роль играют здесь и условия рождения, и пищевые предпочтения матери, и гигиена.

У толстых иная микрофлора, чем у худых

Это утверждение, наверное, в первую очередь заинтересует тех, кто имеет проблемы с лишним весом. Однако, увы, до сих пор не ясно, является ли именно это обстоятельство предпосылкой для образования полноты. Или, может быть, наоборот, кишечная микрофлора приспосабливается к конкретному стилю питания своего хозяина.

Эта извечная проблем первичности курицы или яйца, но уже в сфере питания, пока что учёными не решена. Одно для них несомненно: стиль жизни и микрофлора тесно взаимосвязаны. Исследователи сегодня умеют даже различать степень проницаемости стенок кишечника у, например, велосипедистов и невелосипедистов.

Так каким же образом можно сохранять свою микрофлору здоровой и эффективной? Рекомендации здесь в основном прежние: следует питаться разнообразно, активней налегая на еду, богатую балластными веществами, и не забывая про физические нагрузки.

Однако специалисты рекомендуют обращать внимание на пре- и пробиотики. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, к ним относятся вещества, приносящие пользу здоровью.

Например, пробиотики могут выступать в роли штаммов бактерий в йогурте, кефире и других молочных напитках, в пищевых добавках и в медикаментах. К ним относятся также лакто- и бифидобактерии, специфические колибактерии и комбинации из различных бактериальных штаммов.

Пробиотики, наоборот, не содержат живых микробов, а богаты такими питательными ингредиентами, как, например, инулин или олигофруктоза. Учёные сегодня предполагают, что главный действующий механизм подобных веществ заключается в модуляции новых клеток организма человека. Вполне возможно, считают исследователи, что пробиотики способны стимулировать восстановление кишечной микрофлоры, когда её равновесие по каким-то причинам нарушается.

ИСТОЧНИК

наука

Previous post Next post
Up