Дефицит Шендеровича

Oct 06, 2011 20:31

Питерская журналистка Елена Добрякова взяла у Виктора Шендеровича интервью, которое ее издание отказалось печатать, и она поместила его в свой личный блог.
Для диссидента нет большего счастья, когда «сервильная» пресса его «замалчивает», ибо тогда даже самая банальная туфта превращается в эдакий глас истины. Тем более что цензура, пусть и внутренняя, как бы подтверждает его главный тезис о преступной власти, душащей свободу. Хотя лично я думаю, что подобные вещи не публикуются в основном потому, что выступающие в них маргиналы (да, таких у нас еще многовато - издержки исторического момента -  но взгляды их одиозны!) безапелляционно присваивают себе право говорить от имени всего общества. (Хотя понимаете, наверное, кого господа имеют в виду под Обществом?)

Если у Шендеровича депрессия (а как ей не быть, когда ненавистный Путин остается?!), то и все общество, значит, пребывает в депрессии.  Если Шендеровича не печатают в солидных изданиях и не пускают на федеральные каналы, значит, и свободы слова нету!  Будто каждый, кто угоден власти, имеет это слово в центральных СМИ - иные вполне довольствуются и районными газетами…
Видимо, понимая где-то ущербность своей позиции, Шендерович подкрепляет ее «социологической» базой:
- Леваки (он часто ловит "левые" машины) - самый надежный социологический срез. Я не встретил за последние годы ни одного человека, которому была бы симпатична сегодняшняя власть. Общий тон разговоров: когда это закончится? При этом каждый обреченно говорит: «Ну, а что я могу?» Каждый второй рассказывает какую-нибудь вполне чудовищную историю про ментов, бизнес, суд…
М-да, та еще социология! Да где же вы видели за рулем довольного ВЛАСТЬЮ человека? Особенно на московских дорогах! Да в компании с таким сатириком!!!
А у сатирика между тем наметились большие проблемы с метафорой.
- Когда нет обратной связи, все деградирует очень быстро. Пример почти биологический: армия! Когда я был солдатом срочной службы, я видел, как быстро деградируют мужчины в отсутствие женщин. Не для кого следить за собой. Все пропахли чем-то одним, принюхались, притерлись - не для кого бриться и мыться, не для кого поступать прилично… Так и деградация в обществе - она происходит постепенно, но неотвратимо. К власти притерпелись. А власть, которая знает, что ее никто не выгонит, охамевает.
А знаете, меня это заинтересовало. Любопытно стало, где же в советской армии так хорошо устраивались шендеровичи, что могли себе позволить спокойно  «деградировать без женщин»? Видали, ему не для кого было «бриться и мыться»! Попробовал бы я так вольготно деградировать в своей воинской части - из нарядов бы не вылезал! А Шендерович вот спокойно деградировал  (одна, понимаешь, беда у него в армии была, один только дефицит - баб не хватало, проклятые коммуняки!)  - и набирался соответствующих мыслей и образов. Если он вонял в армии, то такие у него были командиры. Либо он чувствовал себя выше всех командиров. Понятно теперь, почему теперь он чувствует себя таким униженным - свободы ему не хватает. У таких, как Шендерович, ее всегда было выше крыши, но им всегда этого не хватает. Потому что не та им сама  Россия, не западная она. Так что дело тут в устройстве мозгов, а вовсе не того, что они воспринимают.

Постойте, ну пусть сравнение с армией хромает, но разве Шендерович не прав в своих обвинениях? Разве нет у нас коррупции, нет произвола? А как же - имеются!

- За одиннадцать прошедших лет (а именно столько Путин находится у власти), ответ на вопрос who is m-r Putin получен более чем внятный. Этот человек прямо ответственен за тот курс, который проводится в стране с 2000-го года, - неумолимо  разит Шендерович.

По части констатации наших бед и болячек Шендерович силен - этим и берет, но его выводы согласные с этим люди проглатывают,   уже не разжёвывая. А давайте-ка, ребята,  чуть поработаем челюстями, физиологически включив мозги.

Итак, Путин приходит к власти в самый разгар либерального веселья. Страна - без шуток - летит в пропасть развала. Что делать, чтобы спасти державу? Для начала найти силу, на которую можно опереться. И чтобы справиться с всевластием олигархов и региональных элит, Путин опирается на чиновничество. Удачно. Если при Ельцине чиновники прислуживали олигархам, то теперь ситуация меняется на противоположную - богатым людям приходится чиновникам угождать (ну и подносить соответственно).  Страна спасена от развала, но коррупция разрастается вместе с усилением чиновничества…

Заметим, что коррупция не появилась при Путине, она просто качественно изменилась. Если при либералах органы власти покупались, так сказать, по рыночным принципам, то теперь тут царит архаичная монополия бюрократической иерархии. Что лучше, а что хуже? Да ничего не лучше, просто нынешняя ситуация у всех перед глазами, она уже осточертела, а то, что было десятилетие назад вспоминается с трудом и умозрительно. Что ж, чисто психологически заменить нынешнее дерьмо на новое (в смысле хорошо забытое), наверное, будет разрядкой. Правда,  ненадолго. Очень скоро начнем сокрушаться и писать на заборах «Прости нас, Путин!» (как на Украине писали после «оранжа» «Прости нас, Кучма!»). Но да не в этом дело. А в том, что страну мы-таки  сохранили.

О, я знаю, многие считают, что это лишнее - единая Россия («Единая Россия» - партия жуликов и воров!») . Они думают, что на развалинах России получат и демократию, и процветание. Держите карман шире! Феодализм вы получите уже в чистом виде, либо оккупационную демократию, как в Ираке (что, кстати, не исключает феодализм, а вполне уживается с ним).
Но не будем отвлекаться. Мы остановились на том, что Путин оперся на бюрократию, чтобы сохранить страну. И это у него получилось. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы одолеть коррупцию? Правильно! Нужна сила, на которую лидер смог бы уверенно опереться.
Вы такую силу сегодня видите?

Если вы ставите на либералов-западников, то это возвращение в 90-е - на путь развала России, от которого ее увел Путин. Но напрягите память, у кого она есть, насколько либералы-реформаторы были близки к преодолению коррупции и произвола - может быть, им оставалось всего-то чуть-чуть и начинаем процветать? Ведь и близко этого не было, правда? Поэтому единственное, что нам гарантируют шендеровичи, вернувшись к власти, это покончить с большой (слишком большой для Запада!) независимой Россией. И ничего больше… Ах да, еще прохоровскую рабочую неделю и прочие прелести замшелого капитализма и социал-дарвинизма.

- На кого же надеяться в этой ситуации? Страшновато как-то все выходит… - робко ежится демократическая полузапрещенная пресса.
- Надеяться надо на самих себя. И помочь самим себе - для начала тем, чтобы помочь Путину уйти из власти. Владимир Владимирович слишком связан со своим прошлым, со своей корпорацией…
О да, еще не ровен час Советский Союз возродит…Чур нас, господа, чур!..

Коррупцию и произвол одолеет здоровое общество - постепенно одолеет, выздоравливая. Имеющий глаза видит, что власть реагирует - вынуждена подчиняться общественному мнению. Не реагирует она только на мнение «демократической общественности», о болезненной тенденциозности которой мы уже поговорили. Поэтому Шендерович раздражен и временами впадает в депрессию. Но угождать ему, значит сдавать Россию…

P.S.
Что касается депрессии. Мне она знакома. Я хорошо ее изучил на себе в те славные реформаторские времена, когда пенсионеры рылись в помойках, учителя в школах падали в голодные обмороки, а профессора - по завету Гайдара - покорно становились к прилавку. О, тогда Шендерович был бодр, остроумен и оптимистичен в отношении будущего России…

http://www.nvgazeta.ru/kulbit/

Путин, либералы, западные ценности, Шендерович, Россия и Запад

Previous post Next post
Up