Ангела Меркель отметила, что для продолжения энергетического партнерства с Россией были веские причины. Тем не менее, по ее словам, может возникнуть необходимость пересмотреть эти отношения с Россией, если Москва продолжит нарушать основные принципы. Из сообщений СМИ
Немецкие ученые смоделировали газовый конфликт между Россией и ЕС, от которого пострадает большинство европейских стран; по мнению экспертов, возможность «газовой войны» сильно преувеличена
Фото: Bela Szandelszky / AP
Почти во всех европейских странах начнутся перебои энергоснабжения, если Россия наложит эмбарго на поставки газа. Об этом свидетельствует исследование Института экономики и энергетики Кельнского университета «Эмбарго российского газа и безопасность поставок в Европе». Презентацию доклада на энергетической конференции ЕС-Норвегия в Брюсселе 25 сентября провел директор института профессор Феликс Хоффлер, пишет New Europe.
«В ходе российско-украинского кризиса 2014 года Евросоюз, Соединенные Штаты и другие государства применили санкции против нескольких секторов российского экономики и отдельных граждан. В ответ Россия сократила импорт продуктов из ЕС. Учитывая высокий уровень неопределенности относительно развития кризиса, представимо применение и новых санкций, в том числе газового эмбарго - как эмбарго на экспорт со стороны России, так и на импорт со стороны Евросоюза», - говорится в исследовании.
Профессор Хоффлер познакомил участников конференции с последствиями гипотетического эмбарго для всех европейских стран, в том числе не состоящих в ЕС. Компьютерная симуляция опирается на несколько предпосылок: Россия объявляет об эмбарго в ноябре; европейские запасы газа полны на 100%, что не совпадает с реальным положением вещей; блокада приходится на экстремально холодную зиму и продолжается девять месяцев. Программа также учитывала аспекты газового конфликта между Россией и Украиной в 2009 году. Как пишут исследователи, «экспорт российского газа критически важен для европейского газоснабжения». В 2013 году Россия экспортировала более 160 миллиардов кубометров природного газа (в том числе в Турцию, но исключая Беларусь и Украину), обеспечив 30% годового европейского спроса. В 2011 году на Россию пришлось 34% газового импорта ЕС.
«Последствия прекращения экспорта для европейского газоснабжения неочевидны. У множества европейских стран хранятся большие объемы газа. Кроме того, зависимость от российского газа варьируется от страны к стране: Нидерланды - крупный производитель газа, страны Восточной Европы обеспечивают большую часть газового спроса благодаря России (90% в Венгрии и 60% в Польше). Треть газа в Германии импортируется из России», - объясняют авторы.
Исходя из модели Кельнского университета, первые три месяца вся Европа чувствует лишь номинальные эффекты эмбарго, за исключением Финляндии, Польши, Турции и Болгарии. Но уже через полгода после начала блокады перебои с газоснабжением начинаются в большинстве европейских стран - в первую очередь, государствах юго-восточной Европы. По словам Хоффлера, запасы снизятся до уровня ниже 50% в Бельгии, Ирландии, Чехии, Эстонии, Словении и Греции. Шестимесячная блокада в случае особенно холодной зимы повлечет «серьезные эффекты» для каждого из этих государств, заметил он. Гораздо меньше пострадают Германия, Франция и Италия благодаря контрактам с Нидерландами, Норвегией, Алжиром и Ливией. Однако на девятом месяце блокады и в этих странах начнется дефицит газа.
Отдельно авторы концентрируются на том, как будет жить Германия - крупнейший импортер российского газа. Первые пять месяцев немцы не заметят разницы, но после для нормального газоснабжения потребуются дополнительные закупки природного сжиженного газа - вероятно, у азиатских стран. Иначе в ходе февральских заморозков Германия не сможет обеспечить 16% национального спроса на газ.
За каждый месяц эмбарго Газпром будет терять от 4 до 4,5 млрд евро (3,5% годового дохода). «Это значительно повлияет на прибыльность Газпрома и сократит возможности компании по вкладам в государственный бюджет», - подчеркивают энергетики. Хоффлер отметил, что потери России от такого эмбарго требуют отдельного исследования.
Авторы приходят к выводу, что «взаимная зависимость» ЕС и Россия со временем может быть уменьшена. «С одной стороны, уязвимости Евросоюза перед российским эмбарго могут быть смягчены посредством больших закупок сжиженного природного газа на мировом рынке. С другой, кооперация России с Китаем создает альтернативный рынок для российского природного газа, что может восстановить прибыльность Газпрома», - резюмируют ученые.
Говорить о возможности российского газового эмбарго - «несусветная глупость», считает президент Союза Нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
«Куда мы денем газ, который добываем и в достаточно большом количестве поставляем в Европу? Есть проблемы, связанные с транзитом через Украину. Мы с этим в 2009 году сталкивались - тогда поставки не прекращались, но во время транзита газ воровался в слишком больших объемах. Тогда большее число европейских стран, особенно Балканы, замерзали. Там не работали школы и детские сады», - вспоминает эксперт в беседе с «Русской планетой».
По словам Шмаля, сейчас перекрыть поставки газа гораздо сложнее. «Мы успели построить две нитки "Северного потока" - это 55 млрд кубов газа. И потом через Белоруссию в Польшу можно поставить достаточно много - 45-47 млрд кубов. Получается только эти два направления в обход дают свыше 100 млрд кубов газа для поставки в Европу. Я также не исключаю, что Украина может одуматься. А вот для разговоров о прекращении поставок российского газа в Европу никакой почвы нет», - считает представитель нефтегазовой отрасли.
Возможность «газовой войны» сильно преувеличена, подчеркивает старший научный сотрудник Института Гайдара экономист Сергей Жаворонков. «На мой взгляд, Россия газовое эмбарго не введет, потому что сильно зависит от валютных поступлений от экспорта газа. Украина тоже на это не пойдет - она рассчитывает на финансовую поддержку США и ЕС и частично уже ее получает. Им нет смысла выступать в роли луддитов, которые будут вредить назло "москалям". Откровенно говоря, разногласия по цене не так велики - Украина хочет платить $325 за тысячу кубометров, а Россия брать $370 - даже на глаз видно, что на $350 могут сойтись. В любом случае здесь два разных контракта, Украина готова обеспечивать транзит, даже если не будет закупать газ непосредственно у России», - поясняет РП Жаворонков.
Как отмечает экономист, даже гипотетически Европа способна пережить стресс от «отключения» российского газа. «В конце года, как раз к холодам, планируется ввод в строй нового завода по сжижению газа в американском штате Луизиана для обеспечения экспорта в Европу. Кроме того, есть технологии замещения газа - углем или мазутом. Еще при Януковиче Украина довольно существенно сократила использование газа за счет угля. Да и зависимость от российского газа у разных стран разная. У Болгарии и Эстонии его доля в энергетическом балансе весьма большая, а если возьмем Францию - она порядка 12-15%, основной источник там атомная энергия. Также эта доля невелика у Финляндии и Дании. Германия вообще может расконсервировать часть АЭС, которые не работают по политическим причинам ("зеленые", экология)», - резюмирует эксперт.
От себя замечу про последнего эксперта. Красавец! С какой легкостью рассуждает о расконсервировании АЭС в Германии. Ну, Восточная Европа немножко обледенеет, не беда - зато Западная ВЫСТОИТ. Правда, в какую копеечку (евроцентик) всё это выльется, экономист и не думает. Институт Гайдара - чего уж! Да, америкосы зело злы на Россию, поэтому поперву могут три шкуры и не драть с Европы, но нужно быть старшим научным сотрудником из Института Гайдара (или хотя бы Ангелой Меркель), чтобы думать, что так будет вечно…