Убедившись, что угрозы новой "оранжевой революции" не изменили отношение президента Украины Виктора Януковича к договору об Ассоциации с Евросоюзом, политики Старого Cвета торопливо сменили тактику. Они больше не настаивают на немедленном освобождении экс-премьера ЮлииТимошенко из заточения и готовы подождать с решением этого в прошлом ключевого вопроса еще несколько месяцев. Однако они, высокомерно уверенные в неотразимости европейского притяжения, скорее всего, опоздали.
Настойчивость, с которой Евросоюз уговаривает Киев подписать договор об ассоциации, легко объяснима. Брюссель потратил на реализацию программ "Восточного партнерства" более 6 миллиардов долларов.
Но "хеппи-энда", способного объяснить жителям ЕС, куда ушли деньги, не получилось. Кроме Киева от ассоциации с единой Европой отказался Азербайджан. Заместитель главы администрации президента Новруз Мамедов объяснил, что договор об ассоциации "неадекватно отвечает уровню отношений и сотрудничества между Баку и Брюсселем". Азербайджан готов подписать с ЕС соглашение о партнерстве, но только в том случае, если оно обеспечит "равноправие сторон". Как считают в Баку, предложенное Брюсселем соглашение об ассоциации не обеспечивает такого равноправия.
Торопливо вынеся за скобки договора об ассоциации судьбу Юлии Тимошенко, европейские "уговорщики" продолжают убеждать Януковича все же подписать заветный документ - мечту функционеров ЕС. Но Киев стоит твердо: Европа должна поддержать выделение Украине транша в 15 миллиардов долларов от Международного валютного фонда для сокращения дефицита госбюджета и компенсации потерь, связанных с переходом на евростандарты. Но такая затратная ассоциация, похоже, оказалась не по карману Брюсселю. Информационные агентства приводят слова комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле. Тот, услышав о желании Украины получить компенсацию на сумму в десятки миллиардов долларов, искренне возмутился: "Это нонсенс. Я не признаю эти цифры и не понимаю, откуда они взялись".
Евросоюз рассчитывал с помощью договора об ассоциации получить свободный доступ на украинские рынки. Но когда в Киеве окончательно подсчитали, в какие баснословные суммы обойдется украинскому бюджету "мечта о европейском будущем", то решили не спешить. Так что теперь многочисленные брюссельские институты ищут виновных в том, что Украина задумалась, по карману ли ей такая интеграция. Ведь признать причиной провала собственную скупость и недальновидную политику в отношении Киева в Евросоюзе не рискнули.