Originally posted by
aleksej at
Об одном нашествии азиатских орд на Россию : Пугачёв как польский французOriginally posted by
faf2000 at
Об одном нашествии азиатских орд на РоссиюВ ответ на
текст у Матвейчева "восстании" Пугачева.
Источники по истории 18 века (а уж тем более для более ранних времен) зачастую не позволяют привести целый комплекс требуемых для правильного судебного расследования документов, повествующих о движущих силах какого-либо политического события.
Но полностью отказываться от понимания и изучения из-за этого обстоятельства вряд ли стоит. Ведь источники все-таки есть и их не так мало! И хотя порой детали политических событий прояснить уже не представляется возможным общая их схема вполне поддается прояснению и пониманию.
Опираясь на сохранившиеся документы, контекст эпохи, здравый смысл и научную добросовестность в большинстве случаев до истины докопаться вполне возможно.
18 век почему-то считается веком шпионажа и политических интриг. На самом деле и того и другого там было меньше, чем в последующее время, но опыт по сокрытию для потомков тайных операций еще был небольшой. В этом отношении 18 век кладезь информации для любителей реальной истории спецслужб. Начиная с 19 века что-либо, кроме джеймсбондовщины и матахарищины найти уже сложно.
Теперь собственно к «восстанию» Пугачева.
1. Во второй половине 18 века, исключая короткие периоды времени, Россия и Франция находятся в состоянии жесткого противоборства.
2. Франция пытается минимизировать влияние России, используя в качестве одного из основных инструментов турецкий, шведский и польский «рычаги».
3. Людовик ХV в инструкциях, данных назначенному в Россию послу, пишет: “Все, что может ввергнуть ее в хаос и заставить вновь погрузиться во тьму, отвечает моим интересам”
4. В 1768 г. французский посол в Константинополе успешно подбивает султана начать войну с Россией, а в 1772 г. он же убеждает шведского короля Густава ІІІ совершить государственный переворот, полностью подчинить себе парламент и решительно ослабить сторонников русской партии.
5. В инструкциях для французского посла в турции, составленных в 1769 г., говорится: “Король желает, чтобы настоящая война между Рoссией и Турцией длилась достаточно времени для того, чтобы Петербургский двор, униженный или по крайней мере истощенный, еще долго не мог и помыслить злоупотребить своим чрезвычайно выгодным положением в окружении слабых государств, дабы угнетать их и через то вмешиваться в общеевропейские дела, как он к тому стремился по окончании двух предыдущих войн”
6. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Франция направляет военных советников в Турцию и Польшу, активно помогает польским конфедератам в борьбе с Россией
7. Пугачев дезертировал из русской армии и некоторое время скрывался в Польше наводненной французскими агентами, куда..
8. Франция во множестве посылает секретных агентов в Польшу, которые координируют свои действия с посланником. В 1765-1766 гг. Конрад-Александр Жерар отправляется к графу Браницкому для поддержки противников русской партии. В 1768 г. драгунский капитан шевалье Пьер де Толь де Домек едет к Барским конфедератам, выступившим против короля Станислава-Августа Понятовского (ставленника русских). В 1769 г. лейтенант де Шатофор привозит епископу Каменецкому деньги для конфедератов, чтобы сильнее разжечь войну против России, а затем направляется в Молдавию; его намереваются использовать для связи между Дюмурье и Валькруассаном. Потом наступает черед кадровых военных, которых посылают для преобразования ополчения конфедератов в регулярную армию (Это деятельность военспецов). В 1770 г. их возглавляет полковник Шарль Дюмурье , будущий генерал Революции. После того, как потерпев поражение от Суворова под Ландкороной, он в 1771 г. покидает Польшу, ему на смену посылают барона де Виомениля с двадцатью офицерами (семеро из них попадут в русский плен!). В тот же 1771 год шевалье де Мирине доставляет графу Огинскому деньги для конфедератов.
9. И вот возвратившись из «дружественной» Польши. Пугачев в 1772 появляется на Яике и агитирует казаков пойти на Кубань и переметнуться к Турецкому султану, соблазняя имеющимися у него деньгами. Это прямая деятельность шпиона и агента влияния! Факт неопровержимый!
Здесь мы откроем скобки и посмотрим, как именно Пугачев ведет себя, придя на Урал.
Ниже приведены выдержки из допросов собеседников Пугачева из 3-хтомника Н.Дубровина «Пугачев и его сообщники». Они посвящены началу его подрывной деятельности, до того момента, как он объявил себя уцелевшим государем Петром Федоровичем.
Было бы очень интересно услышать, если возможно, альтернативное объяснение его поведения не предполагающее версию о Пугачеве как о лазутчике.
1772 год. Пугачев, возвращаясь из Польши, по дороге на Урал встречается в Мечетной слободе (ныне г. Пугачев Саратовской области) с раскольничьим старцем Филаретом.
Филарет: Яицким казакам великое разорение и они помышляют бежать к Золотой мечети (местность на берегу Каспийского моря, где якобы существовала вольная казачья община)
Однако Пугачев знает, что нужно действовать иначе: Нет, лучше бежать туда, куда бежал Некрасов (т.е. передаться Турции)
Разговор Пугачева в пути из Мечетной слободы на Яик с попутчиком Семеном Филипповым:
Пугачев: Что, Семен Филиппович, каково жить яицким казакам?
Филиппов: Им от старших великое разорение и многие уже разбежались
Пугачев: Не за рыбой я на Яик еду, а за делом. Я намерен подговорить яицких казаков, чтобы они, взяв свои семейства и от меня жалованья по 12 рублей, бежали на Кубань и поселившись на реке Лабе отдались в подданство турецкому султану. У меня оставлено на границе товару на 200 тысяч рублей, которым я бежавшее Яицкое войско и коштовать буду. А как за границу перейдем, то встретит нас турецкий паша и даст еще до 5 миллионов рублей. Ты сам видишь, какое ныне гонение на яицких казаков, так я хочу об этом с ними поговорить, согласятся или нет идти со мной на Кубань… Я буду у них атаманов войсковым
Филиппов: Пожалуй за деньги они атаманом тебя сделают и пойдут с тобой с радостью.
Пугачев на подъезде к Яицкому городку (в 60 верстах) на постоялом дворе у Степана Оболяева по прозвищу «Еремина курица»
Пугачев: Что ты за человек и как тебя завут
Оболяев: Степан Оболяев, пахотный солдат. А твоя милость какой человек, откуда и куда едешь?
Пугачев: Я купец. Приехал из-за границы… А еду я на Яик для покупки рыбы. Каково живут яицкие казаки?
Оболяев: Худо, очень худо им жить. Старшины их обижают, и они, убив атамана, бегают кто-где. Их ловят, сажают в тюрьму. Они было шарахнулись идти все в Астрабад (город в северном Иране), да не пустил их генерал (Фейман).
Пугачев: А не поедут ли они со мной на Кубань? Я бы их туда провел, где живут некрасовцы.
Убедившись, что его инициатива поддержана, Пугачев просит Оболяева привести к нему кого-нибудь из казаков.
Оболяев приводит братьев Григория и Ефрема Закладновых.
Пугачев, снова представившись купцом из-за границы, перешел прямо к делу.
Пугачев: Скажите, пожалуйста, господа казаки, но, только не утаивая, какие у вас происходят обиды и разорения от старшин и как вам живется на Яике.
Григорий Закладнов: Нехорошо, казаки в смятении. Одного генерала убили и за то многих побрали под караул, а других сыскивают. Мы было собрались всем войском бежать в Астрабад…
Пугачев: Зачем в Астрабад! Я могу вас провести на Кубань, куда с Дона некрасовцы сошли. Но будут ли на то ваши казаки согласны?
Закладновы: Как не согласиться, если Вы возьметесь провести.
Добравшись до Яицкого городка, Пугачев проводит беседу с казаком Денисом Пьяновым.
Приступает к делу стандартно: Каково живется казакам?
Пьянов: Мы разорены от старшин и все наши привилегии нарушены.
Пугачев: Как не стыдно вам терпеть такое притеснение в привилегиях?
Пьянов: Что делать… Видно так тому и быть…
Пугачев: Так не лучше ли вам выйти со мной с Яика в турецкую область на реку Лабу.
Пьянов: Наши казаки все будут рады идти с Вами, да только как же мы пройдем татарские орды?
Пугачев: Орда, которая здесь кочует, нам будет рада. Она нас встретит и проводит.
Пьянов: А с чем же нам бежать? Мы все люди бедные…
Пугачев: На выход я вам дам на каждую семью по 12 рублей.
Пьянов: Где ты деньги возьмешь и что ты подлинно за человек?
Пугачев: Я купец заграничный. Торговый человек. У меня на границе оставлено 200 тысяч рублей, да на 70 тысяч рублей товару, из которого я, если яицкое войско согласится со мной бежать, то и коштовать буду. А по приходе на границу встретит нас всех с радостью турецкий паша. И если придет нужда войску на проход, то паша даст еще хоть до 5 миллионов.
Как известно, вскоре после всех этих "разъяснительных" бесед, Пугачев был арестован по доносу и приговором, утвержденным Екатериной, осужден к наказанию плетьми и ссылке на пожизненные каторжные работы в зауральский Пелым. Однако приговор исполнен не был. Добрые люди помогли Пугачеву бежать, а дальше началось, то, что позднейшие историки назовут «крестьянской войной».
10. Ну а дальше начинается «крестьянская» война…Письмо, направленное во французское посольство в Константинополе графу де Сен-При:
"Король направляет к вам офицера Наваррского полка. Вы должны как можно скорее отправить его с необходимыми инструкциями и 50 000 франков для так называемой армии Пугачева... Не жалейте ничего для того, чтобы нанести решающий удар, если к тому представится случай. Нет такой суммы, которую король не предоставил бы ради осуществления наших замыслов... Так как во всех провинциях царицы много недовольных, которые ждут лишь случая, чтобы восстать". Письмо также содержало инструкцию для турок - предпринять удар против русских на Кавказе, чтобы выдвинуться в сторону Кубани для соединения с "армией Пугачева"!!!
11. Вряд ли Франция ожидала завоевать Россию армией Пугачева. Цель была - объединить ее усилия с турецкой армией для нанесения максимального урона, что не удалось благодаря деятельности российской дипломатии и военных.
12. А в это время в столице Российской империи арестован полковник русской службы Франсуа Анжели. Француз в намерении взбунтовать русские полки в Ливонии, захватить Ригу, а затем Петербург, вовлекая в восстание крестьян, и провозгласить великого князя Павла императором. “Газет де Франс” тогда поведала миру, что он поддерживал сношения с Пугачевым и с казаками на Волыни.
13. Посол в Константинополе граф де Сен-При (или Сен-Приест) сообщал, что после поражения одного из отрядов Пугачева в Турцию добрались два французских офицера - выжившие «военспецы» возвращаются на родину.
14. Французы надавили на Порту, чтобы турецкие воска пошли на помощь маркизу Пугачеву. Граф де Сен-При из Вены пишет князю де Рогану в Константинополе: "Французские офицеры шлют эстафету за эстафетой из турецкой армии, которая должна предпринять диверсию в России в пользу Петра III..." Но, увы и ах! Турецких союзников восставших "общинных крестьян" побивает злобный антиобщинный полководец Петр Румянцев, форсировавший Дунай и вынудивший султана подписать Кючук-Кайнарджийский мир.
15. Восстание подавлено. Суворов везет Пугачева в клетке в Москву к месту казни.
Французы посредством Пугачева, видимо, действительно первоначально попытались сделать из яицких казаков подобие «некрасовцев» - то есть вооруженные русские формирования на службе врага - Турции. Но стелить турецкому султану охотников нашлось мало… К тому же и Пугачева вскоре повязали тогдашние спецслужбы, и после побега игру пришлось перенаправить в русло внутрироссийского восстания.
Пугачева принято представлять неким народным гением (злым или добрым), который благодаря личным талантам и дарованиям смог поднять угнетенное русское крестьянство России на борьбу с царизмом. При ближайшем рассмотрении, однако, выяснится, что русским крестьянином в восстании Пугачева и не пахнет. Сам он руководил ордами калмыков, башкир, казахов и прочих кочевников слегка разбавленных казачьими войсками. И чу… вот ведь странность какая. Договоренности Пугачева с этими «инородцами» заключались отнюдь не на уровне простых скотоводов - поддержку изменнику оказывали старшины, баи и султаны, которые направляли своих подданных в войска самозванца.
Так благосклонность башкир, которые составляли более половины численности повстанческих войск, была куплена Пугачевым путем прямого предательства русских (российских) интересов. Маркиз Пугачев пообещал башкирской верхушке полную независимость, вывод всех русских людей с башкирских земель и подтверждал свои обещания действиями: разорял и жег русские селения, даже ему покорные, приказывая жителям следовать за ним (обычно безуспешно, русские крестьяне далеко уходить не желали). В общем, обслужил властный слой башкиров по полной. Результат налицо: башкирский богатей Салават Юлаев - культовая фигура «русской крестьянской войны».
Сейчас мы подходим к самому интересному - подготовке инфраструктуры восстания. Это только в сказке или плохом кино - главный герой бросает клич и под его знамена собирается тысячи обделенных баев. В реальной жизни все сложнее. Инфраструктуру любого крупного социального движения надо долго и тщательно готовить.
Тут ведь о чем речь (начнем с простого). Нужные тебе слухи сами собой не распространяются. Скажешь на одной стороне деревни, что видел Деву Марию у источника, а на другой будут говорить о появлении черта с тремя рогами.
Для распространения слуха о чудесном спасении и появлении Петра 3 по Уралу надо чтобы нужные люди его постоянно поддерживали, дополняли и корректировали в нужном заказчику направлении. А людям этим (проще говоря, агентам) надо платить (увы и ах).
Дальше - больше: Пугачев начал восстание незначительной горсткой людей. А форпосты сдавались ему сами! То есть их начальники-командиры банально вырезались при подходе нескольких десятков разбойников. Это означает только одно: агентура внутри крепостей была заранее внедрена, подготовлена и проинструктирована, как действовать по условному сигналу. На самотек такие вещи пускать нельзя. А значит, снова злосчастная дихотомия «деньги-связи». Без нее никуда.
Спрашивается, ну откуда деньги у бедного донского казака Емельки? Академическая наука пока затрудняется дать ответ на это вопрос, стыдливо отводя глазки в сторону. Но ведь деньги были - и она это даже не пытается скрыть. Сам Пугачев (в тех показаниях, которые открыты для изучения) признается, что-де когда он начал пиар компанию Петра 3-го было у него 540 рублей. Сумма не маленькая - примерно равная 1 млн нынешних рублей или 40 тыс долларов. (Да, вот такой был тогда рубль: за десять копеек пуд хлеба купить можно было)
Но он явно говорит не все, учитывая масштаб деятельности по подготовке восстания. Советские историки выяснили, что, например, Нурали-хан, правитель Малого казахского жуза (присоединился к России в 1731 г), установил связь с Пугачевым еще накануне восстания. С точки зрения традиционной трактовки событий факт необъяснимый: бедный емелька, о котором знают 2,5 человека, ныкается по уральским селеньям от тогдашних фсбэшников а тут к нему целый хан обращается: дескать, разговор есть к Вам, товарищ Пугачев. Предварительные переговоры с башкирскими и калмыцкими баями судя по всему прошли по той же схеме.
Вряд ли стоит подробно останавливаться на этой идиотской трактовке событий. Подумаем лучше, кто может «посоветовать» хану завязывать контакт с никому не известным казаком, да так, чтобы хан прислушался? Думать долго не придется: Россия в это время вела тяжелую войну с Турцией (о том, кто стоял за ней в тогдашнем раскладе межд политики, понятно) и полезный совет хан Нургали скорее всего получил с этой стороны.
Но переговоры с казахами - это уже заключительный этап подготовки к восстанию. К этому времени в самой России все уже было готово. Кто же помогал Емельяну в проведении масштабной оперативной работы и создании агентурной сети. Ответ здесь дают показания самого Пугачева. Засланного казачка как пингпонговский шарик бросали с одной явочной хаты на другую давнишние подпольщики земли русской смиренные и боговдохновенные староверы. Опыт в этой сфере них был поистине огромный, а связи с заграницей (Турцией) имели же длительную историю. Да и воевать против русского государства было им не впервой (некрасовцы на службе турецкого султана). Именно у них учился нелегкому искусству шпионажа и агентурной деятельности.
Итак, совместим и обдумаем факты:
1. Король Франции ставит перед своей дипломатией задач максимального ослабления России
2. Франция провоцирует и максимально поддерживает Турцию в войне против России.
3. Французские агенты орудуют в Польше в среде польских конфедератов и раскольников для нанесения максимального ущерба русским интересам. Врагам России перепадают значительные суммы для ведения подрывной деятельности.
4. Возвратившись из Польши бедный Пугачев оказывается богатым и используя каналы старообрядцев призывает казаков Урала перейти на сторону Турции.
5. Емелька схвачен спецслужбистами, но при помощи раскольников умудряется бежать.
6. Емелька ведет переговоры с казахскими ханами и султанами.
7. Емелька разворачивает агентурную сеть по Уралу.
8. Емелька начинает «русскую крестьянскую войну», договаривается с калмыцким и башкирскими баями, обещая им самостийность (раскол России).
9. Французский король и турецкий султан направляют Емельке денежные пособия.
10. Емелька сорит деньгами и тратит только на жалование своим рядовым солдатам 150 тыс рублей в месяц или 10 млн долларов в месяц (в переводе на совр деньги)
11. Хан Абылай отказывает в помощи царским карательным отрядам, официально разрешает своим подданным нападать на русскую пограничную линию. Большая часть казахской знати Младшего жуза также поддержала восстание.
12. В армии Емельки находятся случайно заблудившиеся в оренбургских степях французские офицеры (Дартаньяны).
13. Турецкая армия с французскими специалистами готовится выступить на подмогу самозванцу.
14. С Емелькой поддерживает контакт и французская агентура в Санкт-Петербурге.
15. Емелька не дождался помощи турок, разбитых Румянцевым, схвачен и четвертован.
Угасло солнце земли русской. Погиб крестьянский вождь единогласно, избранный общинными крестьянами. Свободолюбие и героизм, мудрость и талант, человечность и возвышенность его духа являются для нас ярким примером и источником новых сил. Пройдет не более полутора столетия и общинное русское крестьянство вновь изберет себе достойных вождей!
Осталось и свидетельство от такого информированного человека как граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов, который видимо пользовался многочисленными документами, не дошедшими до нас: "Было бы долго перечислять все собранное мною о возмущении Пугачева. Скажу только: Толпы разбойников были руководимы Французскими и Венгерскими офицерами. Французы имели увольнительныя свидетельства и паспорты от Шуазеля (министр иностранных дел Франции до 1770 года. Паспорта, видимо, выданы сразу после начала русско-турецкой войны - faf2000)"
Инспирированные извне подрывные акции были в те времена не редкость. И у России за рубежом работали специально обученные люди. Скажем, восстание на Балканах инициированное Россией против Турции незадолго до пугачевского бунта было, главным образом, заслугой подполковника русской службы Даразина - болгарина по национальности.