Укрепленные районы (УРы) начали строить еще в начале 30-х годов прошлого столетия. Основным мотивом для их строительства стала возрастающая напряженность на советско-китайской границе. Подтверждением тому стал военный конфликт между СССР и Китаем в 1929 году. Впоследствии в Забайкалье возвели два укрепленных района. Основными сооружениями их стали пулеметные ДОТы. Строительство УРов продолжалось вплоть до окончания Второй мировой войны.
Дальнейшее развитие строительство укреплений в Забайкалье получило в середине 70-х годов. Толчком к этому послужила возросшая напряженность в советско-китайских отношениях. Конфликт в районе Даманского отрезвил советское руководство. Стало понятно, что "китайский брат" уже вовсе и не брат, а самый что ни на есть враг, невзирая на схожесть политических режимов двух стран. Мне довелось одно время беседовать со свидетелем тех событий. В то время он проходил службу в должности командира танка Т-55. Перед началом конфликта на острове Даманский их спешно перебросили в восточное Забайкалье, в район ст. Мациевская. Несколько недель они жили в танках, причем покидать боевые машины им запрещалось. Впоследствии собеседник стал прапорщиком. В рассказе своем он утверждал, что командование до последнего не знало, где будет нанесен удар. НОАК ударило на Дальнем Востоке, на Даманском в районе Хабаровска. Собеседнику повезло, ему не пришлось участвовать в боях.
После этих событий в восточном Забайкалье было сформировано три укрепленных района: слева-направо, 11 УР (в/ч 64587 п. Досатуй, Приаргунского района), 18 УР (в/ч 40942 г. Краснокаменск), 19 УР (в/ч 16604, п. Билитуй, Забайкальского района). Оперативно УРы были подчинены: 11-й - 38 гв. МСД (г. Сретенск); 18-й, 19-й - 122 гв. МСД (п. Даурия). Материальное же обеспечение формируемых частей осуществлялось непосредственно управлением Забайкальского военного округа, через подчиненные службы. Каждый укрепрайон получал участок обороны. Полоса 3-х укрепленных районов позволяла держать оборону от района п. Нерчинский завод до Шахалинора, находящегося в районе стыка трех границ: советской, китайской и монгольской. Во второй половине 70-х годов на участке советско-китайской границы началось масштабное строительство. В дополнение к существующим пулеметным ДОТам старых укрепрайонов, начали возводиться новые - артиллерийские. Основу их уже составляли танки ИС-2 (3), которые зарывали в землю по башню. Назывались такие сооружения НТОТ (неподвижная танковая огневая точка). Выглядело это примерно так:
Каждый НТОТ усиливался несколькими более мелкими сооружениями типа ДФС, траншеями для полевого заполнения. В некоторых местах вместо танков ИС устанавливались башни от танков Т-54. Основной тактической единицей каждого УРа был т.н. ОБТОТ (отдельный батальон танковых огневых точек). ОБТОТы дислоцировались отдельно, каждый отвечал за свой район, эти батальоны и в просторечьи назывались "районами". К примеру 11 УР включал в себя пять таких батальонов, всего. Танковых точек в 11 УРе было более 350-ти. Помимо НТОТов укрепрайон имел развитую инфраструктуру. Были оборудованы КП, ЗКП, КНП батальонов и рот. Каждый ОБТОТ, помимо своего хозяйства в пункте постоянной дислокации имел казарму боевого дежурства, расположенную возле границы на наиболее угрожаемом направлении. НТОТы располагались вдоль границы, в две линии.
Остатки казармы боевого дежурства одного из ОБТОТ 19 УР.
Ну а впоследствии эти укрепрайоны просто разграбили. После развала СССР были заключены новые договоры с КНР. В соответствии с этими договорами устанавливалась, т.н. 200-сот километровая зона. Из этой зоны впоследствии вывели большую часть вооружений. Сами же УРы переформировали; отныне они стали называться ПулАП (пулеметно-артиллерийский полк); соответственно: 11 УР - 298 ПулАП, 18 УР - 363 ПулАП, 19 УР - 383 ПулАП. Личный состав укрепрайонов и имущество вывели в районы дислокации управлений бывших УР. Сами "районы" и соответственно НТОТ были брошены, чем не преминули воспользоваться местные жители, начав разграбление имущества. Вот к чему это привело:
Но это уже будет немного позже. В начале нулевых в округ зачастили различные комиссии. Их цель была оценить пригодность имущества бывших укрепрайонов. В округе даже ходила одна байка, как во время визита начальника ГШ А. Квашнина тот узнал про то, что имущество разграбляется. Тогда НГШ потребовал доложить, кто отдал команду на списание имущества бывших УР. Ему принесли бумагу, а на ней стояла подпись "А. Квашнин". Но списать это одно, сами же НТОТ никуда не делись, они остались брошенными и разграбленными стоять там, где они изначально и находились. Просто командование сняло с себя ответственность за это имущество. Далее началось. НТОТы начали уничтожаться под чистую. Корпуса танков резали и вывозили в Китай, на чермет. Говорят, что китайцы платили за это неплохие деньги. Как итог, укрепленные районы в Забайкалье прекратили свое существование полностью. Ниже на снимках остатки НТОТ, которые по какой-то причине избежали участи быть переплавленными в китайских печах. Фото выполнено на территории парка бывшего 19 УРа. В наше время в среде так называемой "ура-патриотической" общественности, стало очень модным записывать Китай в лучшие российские друзья. И глядя на эти снимки, хочется объяснить нашим доморощенным квасным патриотам, что выводы эти преждевременны.