Дурость командирская

Dec 22, 2014 16:55

Интересный текст. Относится к военному конфликту на оз. Хасан летом 1938 г. В то время предназначался не для лекций в избе-читальне, а вошел в состав отчета на совещании Высшего командного состава осенью 1938 г.

п. 4 Отношение войск к службе и средствам связи
Очень много затруднений и помех доставляло связи безразличное и невнимательное, а иногда и по легкомыслию даже преступное отношение к связи и в первую очередь к линиям связи. Примеры:
1) В ночь с 23 на 24.07 на участке БАРАБАШ-СЛАВЯНКА для подъема свалившейся под откос автомашины был умышленно спилен с траверзами (прим.- так в тексте) магистральной линии, чем была нарушена связь на 8 часов, органы военной прокуратуры, занимавшиеся этим вопросом, сколько-нибудь решительных мер к виновным не предприняли;
2) На рассвете 06.08. командир 2 тб/мб (прим.- речь, скорей всего идет о 2-й механизированной бригаде) несмотря на протесты командира роты сводного УС (прим.- узла связи), провел свой батальон через УС комкора, в результате чего вся телефонная связь была нарушена на 20 минут, а один танк завалился в окоп центральной телефонной станции;
3) Зафиксировано много случаев умышленного использования шестов шестовой линии для чистки танковых пушек, устройства экранов для кино, поставок для седел и т. д., для чего брались с линии шесты и тем нарушалась связь;
4) Для сшивки и укрепления красноармейских палаток, как правило, употреблялся телефонный кабель (из-за отсутствия веревок); комсостав смотрел на это сквозь пальцы; кабелем же устраивалась сигнализация «с банками» (прим.- перед передним краем обороны на ограждение вешают пустые консервные банки) впереди проволочных заграждений и даже освещение.
Все эти безобразия были возможны только потому, что бойцы и командиры не были воспитаны охранять и беречь линии связи и не обучены их исправлять. Незнание средств связи и неумение их использовать приводило к самым вредным «теориям».
«Радиобоязнь». Комиссар ОРБ (прим.- отдельного разведывательного батальона) 40 сд ст. политрук Саморуков, выступая на сборе командного состава уверял, что «стоит только нажать на ключ р/станции 6 ПК, как японская артиллерия начинает прямо бить по командному пункту».
Такие разговоры отмечены в 118 сп (прим.- 40 сд). Следствием всего этого, что р/ст 6ПК гнали с КП, не разрешали пользоваться.
После того, как некоторые танки, в т.ч. и командирские с р/станцией, были подбиты, во 2-й роте 1 тб/мб по приказанию комиссара батальона Ширина кувалдой сбивались стойки поручневой антенны (два танка) (прим.- на командирских танках БТ была такая антенна, крепилась по окружности башни танка), разговоры на эту тему велись в 4-м тб. Имелись факты и другого порядка, вроде того, что 8.08 3/118 сп открыто сообщил в эфир о недостатка в батальоне боеприпасов и продуктов.
Приведенные примеры диктуют необходимость проведения с войсками большой работы по ознакомлению с назначением, устройством и работой связи, научить охранять, беречь связь и оказывать ей помощь.
Ист.: РГВА ф.35083 оп.1

Как говорится, переведи дух дорогой товарищ. Если есть желание перечитать, перечитай, оно стоит того. Ну, во первых радиобоязнь. В мемуарах очень многих военначальников, командовавших войсками в июне 1941 г она также присутствует. И это даже не показатель работы 6ПК а нежелание некоторых командиров (или неумение) работать в радиосети. Для справки 6ПК- р/станция малой мощности, иногда именовалась «политотдельская». Мощность очень мала около 1 кВт. Для сравнения, самая «ходовая» р/ст Советской армии Р-159 имела мощность в десять раз больше при почти одинаковых габаритах. При несовершенной технике РЭБ того времени (не скажу про японцев, ну не знаю) уловить с определенной точностью такой слабый сигнал, а тем более «навести артиллерию». Нереально.
А все остальное, как говорится «в тексте». И «героический проезд» танковой колонны с заваливанием танка в окоп с коммутатором (представляю вид напуганных связистов). И использование различного имущества связи для «прямого предназначения», т. е. для бытовых нужд, контроля ведь нет. И умышленная порча бронетанкового имущества при помощи кувалды.
Особенно интересен случай с опорой телефонной связи. На тот момент БАРАБАШ - СЛАВЯНКА - главная ось конфликта. Предположу, машины 23 и 24.07.1938 шли там сплошным потоком. Свидетелей вагон с тележкой. Видится мне, что машина была непростой. И ехал там не больше не меньше, а определенного типа и роста начальник. Для справки: что бы повалить опору размером со среднее дерево потребуется минимум три человека, (мотопил типа «Дружба» в тот момент не было) т. е. 2 человека пилят «ты мне- я тебе» и третий страхует, чтобы опора упала в нужном направлении. Да и разбираться, судя по тексту никто не стал. Ну и первый параграф выводов: не научены беречь связь, подумаешь 20 минут или 8 часов без связи, враг у ворот, ехать надо. После нас хоть потоп. А связь, как-никак, основа управления.
Так сказать, командиру-самодуру на заметку.
Ну и напоследок фотография танкистов 2 мех.бригады, возможных свидетелей вышеупомянутых безобразий.

история, Хасан, война, СССР

Next post
Up