Крейсер был построен после Первой мировой войны, в конце 1930 года и относился к классу легких крейсеров типа "Джиованни делле Банде Нере", водоизмещение 5480 т, скорость хода 40 узл. К этому типу, помимо "Коллеоне" относились еще три крейсера: "Альберико да Барбиано", Альберто ди Гуиссано", "Джиованни делле Банде Нере". До конца Второй мировой войны не дожил не один из этих крейсеров. Последним погибшим крейсером был "Джиованни делле Банде Нери". Он был потоплен в апреле 1942 года английской подводной лодкой.
Первый и последний свой бой "Бартоломео Коллеоне" принял 19.07.1940 года у мыса Спада, около западного побережья острова Крит. Совместно с "Джиованни делле Банде Нере" они шли из Триполи на остров Лерос. Утром 18.07. крейсера были замечены британской авиаразведкой. В то же время итальянская авиаразведка о передвижениях англичан, во главе крейсера "Сидней" и пяти эсминцев ничего не сообщила. Английские эсминцы были впервые замечены только 19 июля в 6.20 утра. На исход боя очень сильно повлияло удачное попадание в итальянский крейсер.
Вот как описывает капитан 2 ранга Марк Антонио Брагадин, в то время старший офицер штаба Супермарины (прим.- Королевского Итальянского флота) тот бой. Очень интересна история "поддержки" крейсеров итальянской авиацией.
После часа преследования, когда крейсера вышли на траверз мыса Спада, из полосы тумана на севере на них внезапно обрушились снаряды. «Банде Нере» почти немедленно получил попадание, которое не причинило вреда. Итальянские корабли ответили, стреляя по вспышкам, которые можно было различить в тумане. Потом появились 2 корабля. Первым был бронированный крейсер «Сидней», а вторым - эсминец «Хэйвок». Но его силуэт издали был очень похож на крейсерский, и в результате адмирал Кассарди решил, что 2 его 5000-тонным крейсерам, практически лишенным брони, противостоят 2 тяжело бронированных крейсера в 7000 тонн и 4 эсминца. Путь отхода лежал на восток, и со своей превосходящей скоростью дивизия могла легко уйти в направлении Лероса. Вместо этого адмирал Кассарди повернул на юг и принял бой.
Последовала долгая дуэль, но ни одна сторона не добилась попаданий. Затем, примерно после часа интенсивной стрельбы, в 8.25 «Сидней» добился исключительно удачного попадания в «Коллеони». Снаряд взорвался в таком месте машинного отделения, что крейсер сразу потерял ход. 2 британских эсминца торпедировали и потопили беспомощную, неподвижную цель.
«Банде Нере» капитана 1 ранга Мауджери продолжая бой в одиночку и в 9.26 добился попадания в «Сидней». Хотя британский крейсер не получил тяжелых повреждений, он немедленно отошел, сопровождаемый эсминцами. Позднее стало известно, что на «Сиднее» к этому времени уже кончались боеприпасы. После того, как противник вышел из боя, «Банде Нере» направился в Бенгази.
Бой, несомненно, был успешным для англичан, хотя успех принесло исключительно удачное попадание. Победители не только потопили «Коллеони», но и помешали перевести 2 итальянских крейсера на Лерос.
Следует указать, что во время переходов подобного рода в опасных водах итальянская авиаразведка должна была обнаружить корабли противника - если не накануне, то хотя бы утром в день боя. Более того, в 7.22 крейсера потребовали выслать бомбардировщики. Те прибыли только в 12.37, хотя итальянские аэродромы на Додеканезских островах находились всего в получасе лета. По крайне несчастливому стечению обстоятельств, опоздавшие бомбардировщики атаковали англичан, когда те спасали людей с «Коллеони». В результате множество итальянских моряков осталось в воде.
На фото уничтожение итальянского крейсера "Бартоломео Коллеоне". фото выполнено, вероятно с одного из британских эсминцев.