Практически все крупные техногенные катастрофы имеют одну и главную причину: человеческий фактор. Именно он стал причиной одной из самых крупных аварий, случившейся на железнодорожном транспорте. Сама трагедия произошла на юго-востоке Франции, перед Рождественскими праздниками, на высокогорном железнодорожном перегоне, около небольшого городка Сен-Мишель-де-Морьен, ночью 12 декабря 1917 года, в разгар Первой мировой войны.
Воинский эшелон с номером 612 вез французских солдат, которые до этого участвовали в боевых действиях в районе итальянского городка Капоретто. После битвы они направлялись в отпуск, на Рождественские праздники. Немудрено, каждый француз мечтал попасть побыстрее домой. Но в дело, которое происходило на железнодорожной станции Модан, как обычно вмешался случай.
Дело в том, что железнодорожный перегон в том районе имеет очень крутой спуск, это ведь район Альпийских гор. Сам эшелон состоял из 17 вагонов; 2 багажных и 15 пассажирских. В Модане к эшелону прицепили еще два пассажирских вагона. Все вагоны были переполнены, солдаты торопились уехать домой. Общая масса эшелона составляла более 500 тонн, вести состав должны были два локомотива. Однако местное командование один паровоз забрало, требовалось перевезти эшелон с боеприпасами.
Тут в дело вмешался машинист оставшегося паровоза. Он категорически отказался вести состав. Он был прав, уклон на участке пути был слишком крутой, один паровоз мог и не удержать такое количество вагонов. Пассажиры эшелона, а их только официально было зарегистрировано более 1000 человек, естественно возмутились. Стоит отметить, что тормозной системой, помимо локомотива, были оборудованы только два первых вагона. Остальные имели только ручной привод тормоза. В общем машинист сказал свое слово. Это очень не понравилось пассажирам. Тогда некий капитан по фамилии Файоль, с пистолетом в руке, лично обратился к машинисту. Он приказал ему выдвигаться, пообещав лично его расстрелять, если тот не выполнит приказ.
Машинист подчинился, аргумент капитана был веским. В 23:15 эшелон двинулся в свой трагический путь. Сперва все шло нормально. Но с увеличением уклона начались проблемы. Управление составом начало выходить из-под контроля. Поезд разогнался до скорости 135 км/ч, притормозить его не удавалось. За пару километров до Сен-Мишель-де-Морьен дорога имела сильный изгиб, максимальная допустимая скорость на этом участке составляла всего 40 км/ч. Влетев в поворот, разорвалась сцепка между тендером паровоза и первым вагоном. Первый вагон в итоге сошел с рельс. В него по инерции начали врезаться остальные пассажирские вагоны, они были переполнены людьми. Отопление вагонов осуществлялось обычными печами, а освещение при помощи керосиновых ламп. Начался пожар, в котором погибли многие пассажиры. Сами вагоны оказались в итоге буквально смяты собственной массой.
На месте катастрофы.
Машинист оторвавшегося локомотива, увлеченный попыткой затормозить состав, даже не заметил оторвавшегося от него состава. Он в итоге выжил. Оперативно сработал дежурный по предыдущей станции. Увидев мчащийся состав, он по телефону предупредил дежурного на Сен-Мишель-де-Морьен. На станции в это время находился еще один воинский эшелон с британскими военнослужащими, его успели отогнать, предотвратив тем самым еще одну катастрофу.
На месте катастрофы, 13 декабря 1917 года.
Последствия аварии на станции Сен-Мишель-де-Морьен были просто ужасными. Из более чем тысячи человек, находящихся в эшелоне, опознано погибших было 434 человека. 135 тел так и не опознали, тела были буквально разорваны при крушении. Еще около 40 тел были найдены на участке спуска, люди выпрыгивали из мчащегося состава на ходу и разбивались. Несколько сотен солдат умерло уже после трагедии, в местном госпитале. Количество выживших составило всего 183 человека, находившихся в поезде.
Саму трагедию в первые дни власти пытались не афишировать, о ней стало известно через четыре дня. По результатам расследования было арестовано шесть человек из состава железнодорожной компании, но их впоследствии оправдали. Всех погибших похоронили на местном кладбище, уже после войны там был открыт памятник. Сама же катастрофа в Сен-Мишель-де-Морьен стала в итоге самой крупной аварией на железнодорожном транспорте в истории Европы.
Общий вид городка Сен-Мишель-де-Морьен. Справа вверху белыми крестиками показано место аварии, 1917 г.