К 1943 году нацистская Германия утратила инициативу во Второй мировой войне, которая неумолимо приближалась к своему завершению. Ну и соответственно к краху гитлеровской Германии. Союзники же, наоборот, благодаря повышению своей наступательной мощи, начали постепенно ломать ситуацию на фронтах в свою пользу. У Гитлера все же оставалась надежда, на свое супероружие, в частности на ракеты ФАУ-2. Разработка и испытания этих ракет проводилась на специальном полигоне, в Пенемюнде на севере Германии, на берегу Балтийского моря.
Сам полигон, построенный в 1937 году, был очень строго засекречен. Для его функционирования был построен специальный завод для производства жидкого кислорода. Энергообеспечение обеспечивала угольная электростанция. Но самое главное, здесь же проживали специалисты, весь цвет немецкой ракетной науки.
Пуск ракеты ФАУ-2 с полигона Пенемюнде.
Все это не вызывало оптимизма у союзников, особенно у британского командования. Оно, разумеется знало про наличие полигона. К 1943 году, в связи с поступлением на вооружение новых бомбардировщиков и кратному увеличению их количества, позволило союзникам проводить бомбардировки объектов на немецкой территории. Пенемюнде не стал исключением. Операция по уничтожению полигона получила кодовое наименование "Гидра".
Аэрофотоснимки полигона Пенемюнде. На втором снимке стрелкой обозначена пусковая установка ФАУ-2.
Около полигона периодически пролетали бомбардировщики союзников, но они уходили дальше, на Берлин и другие объекты внутри Германии. Все это усыпляло ПВО объекта. Также британская разведка обзавелась снимками полигона, которые проводились с самолетов-разведчиков. Все это позволило провести ночной авианалет, который и случился в ночь с 17 на 18 августа 1943 года. Команду на бомбардировку отдавал лично командующий стратегической авиацией союзников, британский генерал А. Харрис. Для налета на объект британцы выделили значительные силы, около шестисот бомбардировщиков, основу которых составляли самолеты "Авро 683 Ланкастер". Для введения в заблуждение ПВО противника дополнительно было определено еще 28 бомбардировщиков, которые ушли на Берлин. Британские пилоты не были посвящены в тайну цели бомбардировки, им довели, что они идут бомбить некую важную радиолокационную станцию.
Британский бомбардировщик "Авро 683 Ланкастер".
Ночь на 18 августа выдалась очень лунной, видимость для британских пилотов была прекрасной. ПВО в Пенемюнде, уверенное что самолеты идут на другой объект мер противодействия не приняло. А потом стало поздно. В час ночи первые бомбардировщики сбросили на объект люминисцентные бомбы, освещая полигон. А затем началось. В общей сложности британские бомбардировщики, пройдя над объектом в три волны, с интервалом около более 10 минут, сбросили около 2-х тысяч тонн бомб. Более 3-х четвертей этого количества пришлось на фугасные боеприпасы.
Разрушения объекта были огромны. Особенно сильно пострадали ангары с оборудованием, была сильно повреждена аэродинамическая труба. Но самое главное это то, что основным объектом авианалета были жилые помещения полигона. При этом погибло 123 человека из числа ведущих специалистов проекта. Среди них был инженер Вальтер Тиль, который руководил производством и испытанием двигателей ФАУ-2. Вернеру фон Брауну повезло, он успел добежать до бомбоубежища. Также погибло более шестисот человек из числа рабочих и обслуживающего персонала.
Следующий день принес еще одну потерю, связанную с авианалетом на Пенемюнде. После непродолжительной беседы с А. Гитлером застрелился начальник штаба германского Люфтваффе генерал Ханс Ешонек. Это самоубийство до сих пор овеяно тайной. Считается, что генерал предупреждал Геринга, как своего непосредственного начальника, и Гитлера, о невозможности противостоять бомбардировкам союзниками объектов в Германии. В своей предсмертной записке Ешонек отметил, что не хотел бы присутствия Г.Геринга на своих похоронах. К слову, Геринг на похоронах все же присутствовал.
Сам же полигон в итоге пришлось отстраивать. Считается, что бомбардировка отсрочила окончание испытаний ФАУ-2 на полгода. Заводы по производству и сборке ракет пришлось в срочном порядке переводить в Тюрингию, на юг Германии. Но это уже другая история.
Аэрофотосъемка повреждений объектов полигона Пенемюнде.