"Ки-бёрд". История неудавшейся эвакуации.

Dec 10, 2018 18:45

Для бывших союзников Второй мировой войны - США и СССР, окончание этой самой войны привело к новому противостоянию. На этот раз друг с другом. Появились новые регионы, где угроза нападения вырисовывалась особенно ярко. Одним из таких регионов стала Арктика. Бывшие союзники спешно усиливали это направление. Особенно в плане ведения разведывательной деятельности.

20 февраля 1947 года американский бомбардировщик В-29, который носил неофициальное название "Ки-берд", принадлежавший 46-й разведывательной эскадрильи ВВС США вылетел из Аляски в направлении Северного полюса. Экипажем самолета, состоявшем из 11 человек, командовал лейтенант Верн Арнетт.



Экипаж В-29 "Ки-берд". Перед вылетом.

Цель вылета была обычна. Проведение мероприятий по навигации, уточнение метеорологической обстановки, фотографирование. Ну и разумеется, ведение разведки в северных широтах. Обычный рейс. Запас топлива в самолете был на 26 часов. Вылет с аэродрома, разворот над полюсом и возвращение на базу.

Уже по возвращении в 8.00 21 февраля, экипаж самолета подал сигнал бедствия. Неисправность не позволила им вернуться. Командир принял решение довести самолет до северо-запада Гренландии и посадить его там. Что и было сделано. Благодаря опыту экипажа, самолет был посажен на небольшое замерзшее ледниковое озеро. Через три дня после аварии экипаж "Ки-берд" был эвакуирован на американскую военную базу в Гренландии Туле. Самолет же на долгое время был обречен остаться в арктических льдах.



"Ки-берд" после аварийной посадки. Фото выполнено с спасательного самолета С-47.

Про него вспомнили почти через 50 лет после аварии. Группа авиационных реставраторов, под руководством бывшего американского летчика-испытателя Дэррила Гринэймера, решила восстановить самолет. Правительство США было не против. Оно давно уже отказалось на его права, секретную аппаратуру с борта сняли еще в 40-х. Дело было за малым, перевезти В-29 на большую землю. Стоит отметить, что самолет очень хорошо сохранился в полярном климате.

Первый раз место аварии Гринэймер с группой посетили в мае 1994 года. С собой они привезли новые силовые установки, подъемник, шасси и прочее оборудование. За небольшой период полярного лета требовалось заменить поврежденные узлы и агрегаты. В-29 решено было перегнать в США своим ходом. Для оборудования взлетной полосы группа привезла с собой небольшой бульдозер.



Группа реставраторов Гринэймера возле самолета.

Однако в 1994 году перегнать самолет не получилось. В дело вмешалась погода. Экспедицию перенесли на следующий год. В мае 1995 года специалисты прибыли на место стоянки вновь. В этот раз все было сделано быстро и четко. Уже к концу месяца самолет был готов к полету. Вылет назначили на 21 мая. В-29 успешно вырулил на взлет, однако тут случился конфуз. Система питания топливом дала течь, что привело к возгоранию. Огонь быстро распространился по самолету, потушить его своими силами не смогли. При этом сильно пострадал один из членов команды. Ну а самолет в итоге сгорел и в результате пожара разрушился, перевозить его уже не имело смысла. Команда реставраторов в итоге осталась ни с чем, а остатки самолета так и остались лежать на далекой арктической земле.



Остатки самолета В-29 "Ки-берд" в Гренландии. Снимок 2014 года.

Статья на [Яндекс.Дзен]https://zen.yandex.ru/media/id/5b2292a4d0734900a849be8d/kiberd-istoriia-neudavsheisia-evakuacii-5c0e84d8fcea4c00aad241c7?&from=channel

Холодная война, история, технологии, война, США

Previous post Next post
Up