Судя по сохранившимся документам, моя мама Алевтина Михайловна Петрова (Корнилова) родилась в селе Батыево Родниковского района Ивановской области. Всю свою жизнь я ассоциировал её исключительно с городом Плёс, где, собственно говоря, и прошло её детство. Некоторое время назад я всё же решил поинтересоваться, что за село Батыево такое. Недолгие поиски в интернете показали, что такого села уже давно не существует, но сохранились развалины дворянской усадьбы, находившейся в этом селе. Постепенно созрело решение заехать туда и посмотреть на то, что сохранилось.
Итак, я выяснил, что нынешний Родниковский район Ивановской области был образован в 1924 г. в составе Иваново-Вознесенской губернии. В его состав вошли, в частности, Парская и Филисовская волости, ранее бывшие в составе Юрьевецкого уезда Костромской губернии. В 1929 г. район вошёл в состав Шуйского округа вновь образованной Ивановской промышленной области, а с 1936 г. -- в состав Ивановской области. Именно здесь появилась на свет моя мама (и скорее всего моя бабушка), здесь жили мои прадед с прабабушкой, и об этих местах настала пора рассказать в сегодняшнем посте.
Начну рассказ с существующего до сих пор села Сосновец (Парская волость), где, судя по обрывкам памяти, и жили мои прадед и прабабка в начале прошлого столетия. Я с детства слышал семейную легенду о том, что мой прадед Виталий Обедиентов (отец моей бабушки) был священнослужителем, что из-за брака с дочерью священника у моего деда Михаила Фёдоровича Корнилова, были большие проблемы в жизни (вплоть до исключения из партии большевиков, в которой он тогда состоял и в которую так больше и не вступил).
Короче говоря, я ехал в Сосновец, ни на что не рассчитывая, да и, собственно говоря, не зная, что я смогу там увидеть. Но вот показалось село и большая церковь (в очень хорошем состоянии). Это - храм Рождества Христова, построенный в 1858 г. по приказу княгини Е.Д.Долгоруковой, которой в то время принадлежало село.
В архитектуре этого здания сочетаются традиционные формы древнерусской архитектуры с упрощенными формами нарышкинского барокко и классицизма. В конце XIX в. церковь била расписана масляными красками в стиле позднего академизма. На входе в храм я встретил выходящего оттуда местного священника отца Владимира (Рыбакова) и задал ему вопрос, нет ли каких-либо исторических сведений о людях, которые служили здесь 100 лет назад. Он сразу же попросил назвать интересующую меня фамилию и, услышав слово "Обедиентов", сказал: "Дальше можете не продолжать, мне эта фамилия известна". Он сказал, что историей храма занимается местная школа, и имя моего прадеда там прекрасно знают. Более того, сохранилась его могила и он с удовольствием расскажет, как её найти. Вот это неожиданность! Я и не думал, что смогу побывать на могиле прадеда!
На сельском кладбище Сосновца сохранилась часовня, построенная в 1903 г. местным крестьянином Ананьиным в русском стиле. Часовня была освящена 28 июля 1906 г. священником Василием Поповым, а сохранившаяся надпись гласит: «Храм сей освящен на память рождения Государя Наследника Великого князя Алексея».
Часовня ждёт своей реставрации, но именно около неё, правее алтаря и оказалась могила моего прадеда.
Вместе с ним здесь была похоронена и одна из его четырёх дочерей - Зоя.
А всего у Виталия Николаевича и Таисии Васильевны Обедиентовых было шестеро детей (Владимир, Анна - моя бабушка, Зоя, Вера, Николай и Глафира). Мне повезло пообщаться только с тремя из них (бабушка умерла в 1953 г. за 5 лет до моего рождения): тётей Граней, тётей Верой (прожившей дольше всех и умершей в 2006 г. в возрасте 100 лет) и дядей Вовой. На этой фотографии - прадед и прабабушка.
После Сосновца я заехал в бывший волостной центр - село Парское. Церковь Рождества Христова в Сосновце считалась «дочерней» церковью Иоанна Предтечи в селе Парское, поскольку выделилась из прихода «церкви-матери». Парское было основано в 1399 г. на большой дороге, соединявшей Москву, Троице-Сергиеву лавру, Шую и Лух. В XVII в. село стало широко известным своей богатой Ивановской ярмаркой и торговлей, которая велась здесь два дня в неделю. Первыми известными владельцами села были бояре Шуйские, имевшие в селе усадьбу с прудами. После Шуйских в 1638 г. село переходит к Черкасским, затем к боярину И. В. Морозову, а в 1658 г. как приданое достается И. А. Голицыну. Позднее, в 1770 г., также в качестве приданого оно переходит к князю С. Трубецкому. Село возникло на крутом берегу речки Парши, притоке Тезы.
В Парском сохранился целый храмовый комплекс, включающий церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня.
Холодная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была построена в 1773-1785 гг. К ней примыкает восьмигранная колокольня. В убранстве церкви использованы элементы московского и раннепетровского барокко.
Расположенная рядом тёплая церковь Вознесения Господня была построена в 1863 г. на месте храма 1816-1822 г.
Несмотря не некоторую внешнюю запущенность, храмовый комплекс очень впечатляет!
Далее мой путь лежал в село Филисово, о котором я раньше ничего не слышал и узнал о нём только перед поездкой, как о волостном центре тех мест, где когда-то было расположено село Батыево. Здесь тоже сохранилась прекрасная двухпрестольная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с престолами в честь Рождества Христова и собственно Введения во храм, построенная в 1807 г.
Этот двухапсидный храм с двумя алтарями и двумя смещенными Царскими вратами, с трапезной и боковыми папертями венчают пять фигурных глав на тонких барабанах. Одноярусные, крытые паперти построены в стиле классицизма. Декор здания барочный.
В стиле провинциального классицизма в начале XIX в. была построена четырехъярусная колокольня из убывающих по объему четвериков.
Пришла пора двигаться к несуществующему Батыеву. Я уже знал из интернет публикаций, что на месте бывшего села сохранились развалины дворянской усадьбы и два пруда, найти которые большой сложности не представляло. Правда, доехать до них на машине (я арендовал в Родниках такси) не удалось из-за сильной размытости сельской дороги после прошедших недавно проливных дождей. Последний километр я прошёл пешком, и вот передо мной один из прудов, на запруженной речке Возополь!
А вот и второй пруд! Я -- у цели! Но где же графские развалины? Я прошёл по "дороге", наверное, ещё пару километров, надеясь увидеть трёхэтажный дворец, но он нигде не появлялся.
При этом накрапывавший слегка дождик начал усиливаться, и я понял, что попасть в родной дом моей мамы - не судьба. Развернулся и пошёл под уже довольно сильным дождём обратно к машине и вдруг, о чудо! Справа среди высоченных зарослей травы появился контур того здания, которое я искал! Это был дворец графа И.И.Воронцова, построенный в конце 1760-х - начале 1770-х годов.
Первый этаж дома Воронцовых предназначался для прислуги и хозяйственных надобностей, поэтому помещения там имеют низкие сводчатые потолки и напоминают монастырские кельи.
Верхние этажи занимали господские покои. Ныне от них почти ничего не осталось.
Деревянные перекрытия частично рухнули.
Последними владельцами усадьбы Батыево были помещики Поляковы, которые занимались разведением чистокровных лошадей. Их образцовые поля служили примером для местных крестьян-земледельцев.
В 1919 г. при усадьбе Батыево был организован совхоз «Светоч». В усадебном доме в годы Гражданской войны размещался приют для бездомных детей и сирот, затем после ремонта здания, пережившего ряд погромов, в нем разместилась школа 1-ой ступени, а затем и Филисовская средняя школа, просуществовавшая здесь до 13 января 1986 года, когда из-за ветхости дома-дворца школа перебралась в новое здание, построенное в селе Филисове. Собственно говоря, в 20-е годы именно в этом здании работали учителями мои дедушка и бабушка и именно в нём появилась на свет моя мама. Фотография из семейного архива подписана так: "1925 год. Батыевская Ш.К.М. (школа Крестьянской Молодежи)". Судя по всему в верхнем ряду 3-я справа - моя бабушка Анна Витальевна.
Мама же появилась на свет 1 сентября 1926 г., и это одна из первых её фотографий.
Очень скоро дедушка и бабушка переехали жить в родной для деда Плёс, где и прошли детство и ранняя юность моей мамы. На этой фотографии 1930 г. маленькая Аля со своей мамой Аней и младшим братом Лёвой, который прожил очень короткую жизнь с 1927 по 1937 гг.
А на этой фотографии середины 30-х годов сразу 3 сестры из рода Обедиентовых. В верхнем ряду слева направо:мой дедушка Михаил Фёдорович Корнилов и Вера Витальевна Обедиентова (тётя Вера). В нижнем - Лёва Корнилов, бабушка Анна Витальевна Корнилова (Обедиентова), мама и Глафира Витальевна Обедиентова (тётя Граня). Поскольку бабушка умерла до моего появления на свет, именно т.Граня и т.Вера фактически заменили мне её, и я я вспоминаю обеих с большой теплотой. Надо сказать, что Глафира Витальевна стала самой известной среди всех 6 братьев и сестёр. Она была выдающимся географом-геоморфологом, кандидатом географических наук, многие годы работала в Институте географии АН СССР и была крупнейшим специалистом в области формирования и развития речных долин Русской равнины. Именно она повлияла на выбор профессии моей мамой, закончившей географический факультет МГУ в 1949 г. и собственной дочери Татьяны. Географом стал и я, и мой сын Алексей, и обе внучки Глафиры Витальевны (и одновременно мои племянницы, так как дочь т.Грани вышла замуж за моего старшего брата Михаила и родила двух дочерей). Вот так интересно поворачивается судьба!
А районный центр Родники, отмечавший в момент моего приезда туда своё 100-летие, ничем особенно интересным не примечателен. Я побродил по его центру около часа, но ничего заслуживающего внимания не нашёл. Хотя люди здесь живут хорошие и честные (могу судить, хотя бы, по таксисту, сопроводившему меня в поездке по району и затем довёзшему до Кинешмы).