Легендарное Беловодье - ушедшая история

Sep 02, 2016 16:16

Беловодьем принято называть земли в долинах алтайских рек Катунь (Республика Алтай, Россия) и Бухтарма (Восточно-Казахстанская область, Казахстан). Изначально так называлась мифическая страна свободы, где текут молочные реки в кисельных берегах. Цвет воды в Бухтарме и Катуни и вправду напоминает молочный. Истоки обеих рек начинаются недалеко друг от друга, но их воды встречаются вместе на огромном расстоянии отсюда в районе нынешнего Ханты-Мансийска (при впадении Иртыша в Обь). В XVIII-XIX вв. Беловодье обрело у староверов реальное содежание: в долинах Бухтармы и Катуни стали селилиться семьи старообрядцев, сформировав своеобразную этнографическую группу т.наз. бухтарминских каменщиков. Бухтарминские каменщики были достаточно зажиточными и вплоть до начала коллективизации представляли весьма замкнутое и локальное общество, со своей самобытной культурой и сильно ограниченными внешними контактами. С самого начала XVIII в., русские беглецы селились зздесь на нейтральной территории, между нечеткими границами Российской империи и Китая. Край был богат природными ресурсами и находился вне правового поля соседних государств. Каменщики занимались охотой, сельским хозяйством, рыболовством, пчеловодством, позднее мараловодством. Деревни строились возле речек. В 1791 г. часть каменщиков и заселенные ими территории были приняты в состав России как Бухтарминская инородческая управа и Уймонская инородческая управа. После этого бухтарминские каменщики переселились в более удобные для жительства места. В 1792 г. вместо 30 мелких поселков образовались 9 деревень, в каждой из которых проживало чуть более 300 чел.: Осочиха (Богатырево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево). В 1878 г. Бухтарминская и Уймонская инородческие управы были упразднены и превращены в обычные крестьянские управы. Дальнейшая история (уже в советские времена) никак не способствовала сохранению самобытности местного населения, а уже после обретения Казахстаном независимости последние остатки этого уникального этноса постепенно растворяются в казахской культурной среде. Даже некоторые из деревень несколько лет назад были переименованы на казахский лад.



Вот, например, долина Бухтармы в районе деревни Печи. С 2010 г. она носит казахское название Барлык.




В селе Барлык сейчас проживает смешанное русско-казахское население (всего около 400 чел.).




За горами на заднем плане уже территория России.
















Одним из наиболее сохраившихся пока русских сёл является село Коробиха (с ударением на первое "о"), где живёт сейчас чуть более 500 чел.




Оно сохранило свой исторический облик.







Бухтарама у Коробихи.







В Коробихе даже есть маленькая старообрядческая церковь, устроенная прямо в жилом доме и поддерживаемая силами одной пожилой женщины.










Ограда церкви.




Окраина Коробихи.







Стога.







Практически всё историческое казахстанское Беловодье сейчас находится в границах Катон-Карагайского природного национального парка.










Бухтарма в районе села Урыль (Өріл).













Вот такое Беловодье удалось посмотреть. К сожалению, достаточно скоро оно исчезнет совсем и станет обычной частью Казахстана.

Катон-Карагайский ПНП, Восточно-Казахстанская область, Беловодье, Казахстан

Previous post Next post
Up