Акварели Алтая. Часть вторая

Sep 04, 2012 11:23

Оригинал взят у boma_d в Акварели Алтая. Часть вторая
17 августа, утром, мы отправились в контору Природного Парка Укок, оплатили там обязательный денежный сбор, взимаемый с каждого туриста, загрузились в нанятую нами специально для поездки на плато Укок "буханку" с местным водителем и отправились в путь.






От Кош-Агача, расположенного в чуйской степи до гор около 35 километров. Пыльная грунтовка, за окнами мелькает степь, переливающаяся неуловимо тусклыми красками: желтыми, зелеными, серебристыми, бурыми, уже осенними, но удивительно красивыми, не поддающимися словесному описанию, а в лобовое стекло видны горы, и они все ближе...
Но сначала пограничная застава.

Предъявляем пограничникам паспорта и разрешение на въезд в пограничную зону. Этим разрешением нужно озаботиться заранее.



Нас пропустили и мы поехали дальше. Дорога уже не прямая как стрела, а извилистая, серпантин. Через некоторое время наткнулись на синие палатки



Это была одна из целей нашего посещения плато Укок. Собственно, целей было две - своими глазами увидеть удивительное по красоте место, а так же разведать, ведутся ли уже работы по строительству газпромовского газопровода через Укок. Ведь несмотря на включение Укока в список объектов Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО, Газпром намерен протянуть через плато газопровод в Китай.

И вот как раз 17 августа, в день, когда мы начали свое движение к Укоку, вступило в силу постановление, благодаря которому в зоне покоя Укок теперь допускается «строительство, эксплуатация, а также реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов».

Однако, по нашим наблюдениям и по словам местных жителей совершенно очевидно, что подрядчики Газпрома начали вести изыскательские работы гораздо раньше, чем вступило в силу это постановление. Которое, кстати, принято с грубейшими нарушениями. Впрочем, подробнее об этом постановлении и о ситуации в Природном Парке Укок можно прочитать на сайте Гринпис, а я продолжу рассказ о нашем путешествии.

До Укока еще ехать и ехать непростыми дорогами, но вокруг уже такие горы и такая красота,что мы не выдерживаем и время от времени просим остановить машину и выскакиваем наружу с фотоаппаратами




уже появляются краснокнижные птицы. Например, журавли красавки




Леша Грибков постоянно приговаривает, что это еще не красота, что самые красивые места у нас еще впереди, и что вообще эти самые красивые места даже и не на Укокое. Но он родился и вырос на Алтае, он знает эти места с детства, а мы, вырвавшиеся из Москвы, полны впечатлений и ожиданий, мы подкрадываемся с фотоаппаратом к каждому суслику




и восхищаемся каждой банальной отарой овец




Поднимаемся все выше. Нам нужно преодолеть перевал, горы становятся все суровее. Уже и травы почти нет никакой, одни острые камни. Издалека такая гора выглядит бархатной, а на деле - острая, каменистая, сыпучая.









Высота над уровнем моря - все ближе к 3000 метров.
Мы приехали оттуда




Взбираемся выше. На навигаторе Кренделя постоянно смотрим изменение высоты. Есть! 3000 метров! Мы уже почти на вершине перевала. Дорога стала совсем страшной на вид. Склон сыпучей горы и просто узкая полоса дороги, которую и дорогой сложно назвать. Она тоже состоит из острых камней




Останавливаемся на предположительно высшей точке перевала. Высота за 3100 метров. Нужно отдохнуть и водителю и "буханке"
Я на такой высоте еще не бывала. Прислушиваюсь самочувствию. В целом, чувствую себя нормально, 10 минут назад началась было моя обычная мигрень, но почему-то куда-то быстро ушла, не решившись заполонить мне голову. Но вот попытка вскарабкаться от машины на гору чуть повыше на несколько метров приводит к тому, что я, вяло махнув рукой, неспортивно отказываюсь от этой затеи. Дыхание становится затрудненным, пульс учащается сильнее, чем если бы я карабкалась на холм в привычных условиях.

Однако, с трёх тысяч далеко видать




В том числе - заброшенный несколько лет назад вольфрамово-молибденовый рудник




Отдохнули, двигаемся дальше. Теперь уже потихоньку спускаемся. На одном из склонов остановились снова. Потому что вот она, Монголия. Отчего бы и не постоять,не посмотреть на другую страну.
Ближнее большое озеро наше, российское




А вот за ним ужи монгольская территория. И эти белые точки, юрты - монгольские




Как рассказал нам Иван, монгольские скотоводы зачастую выполняют две функции. Свою основную, скотоводческую, и пограничную. Живет монгольская семья вот так на границе, пасет свой скот, а заодно и границу охраняет.

И вот мы выезжаем к месту, с которого уже видны вершины, обрамляющие плато Укок.
Всегда под снегом




Нам туда...




Проезжаем мимо заброшенного рудника




Иван предлагает пройтись по рудничному ходу. Вход в коридор зарос льдом




Внутри темно и прохладно. У меня нет ощущения, что температура воздуха ниже нуля, но на стенах и на всех предметах, оставшихся там, толстый слой не снега, а кристаллов снега и инея. Я не знаю как это назвать. Слой сантиметра 3-4, и снять эту красоту совершенно невозможно, внутри темнота. Со вспышкой получилась такая вот ерунда




Когда вышли из рудничного коридора, оказалось, что мир полон запахов.

Тут мы остановились, чтобы набрать смородинового листа, с которым потом все три дня пили чай. Смородина здесь низкорослая, не выше нашей северной черники. Но пахнет так же, как и обычная




за несколько дней до нашего приезда, в эти местах прошли небывало мощные дожди. Таких дождей в августе не помнит никто из местных жителей. Горные речки, обычно сухие в это время года, вспухли, размыли и затопили все вокруг себя. Поэтому изначально были большие сомнения в том, что мы вообще сможем добраться до Укока на "буханке". И вот мы, спустившись с перевала, стоим перед первым препятствием, заболоченной от сильного дождя дорогой. Как показало дальнейшее путешествие, это оказалось ерундой по сравнению с тем, что нам пришлось форсировать назавтра




Но, глаза боятся, руки делают. Мы благополучно миновали грязюку и поехали дальше.
Вечереет, холодает, дует сильнейший ветер, сбивающий с ног. Мы начинаем с тоской думать о том, как же трудно придется на таком ветру ставить палатку и как же холодно нам будет спать.
Но горы вокруг.... какие вокруг горы...




И вот оно... плато Укок.... мы приехали...








Однако, пора и о ночлеге думать
Впрочем, наши проводники алтайцы уже все продумали. Справа мы видим заброшенную пограничную заставу




Мы нашли чистый, ухоженный домик, который, судя по запасам продуктов и по свежему конскому навозу, который я на следующее утро обнаружила в конюшне, до сих пор иногда используется пограничными нарядами в качестве перевалочного пункта. В домике есть несколько кроватей, куда можно бросить спальник, есть кухонька со столом и печка, на которую мы поставили наши газовые горелки, а главное, там нет ветра и довольно тепло. Там мы и заночевали.

Ну и продолжение следует, да :)

всемирное наследие, Укок, Алтай

Previous post Next post
Up