Итоги года. Год полиции

Jan 04, 2013 00:44




"Ушедший 2012 год запомнился отставкой главы Министерства внутренних дел РФ Рашида Нургалиева. Министр просидел в кресле руководителя ведомства 8 лет - столько в истории новейшей России не продержался ни один глава МВД. Под занавес своей министерской работы он завершил "реформу МВД", сведенную к переименованию милиции в полицию.

Отставка Нургалиева произошла под громкий скандал в казанском отделе полиции "Дальний", где вскрылись системное насилие над задержанными.



Смерть 11 марта в результате жестоких пыток задержанного Сергея Назарова подчеркнула нелепость надежд на перемены в МВД. Переименования и переаттестации сотрудников оказалось мало. После информационного взрыва, последовавшего за смертью Назарова, достоянием гласности стали факты истязаний в "Дальнем". Те, кто раньше боялся говорить, пришли с заявлениями к следователям. Как оказалось, изнасилования с применением бутылок из-под шампанского были привычным делом для сотрудников ОВД.

Житель Казани Булат Ихсанов рассказал, что его племянника тоже изнасиловали бутылкой. Молодой человек остался жив, но добиться наказания для насильников не удалось. Торговец с Приволжского рынка Альберт Загитов рассказал, что полицейские задержали его за отказ уйти с торговой точки. "По приезде в отделение меня завели в кабинет, где было четверо человек, и мне стали угрожать изнасилованием", - сообщил Загитов.

Опять бутылка из-под шампанского фигурировала в рассказе 20-летней Алии Садыковой. У девушки, работавшей в букмекерской конторе, требовали признаться в хищении 70 тыс. рублей. "Марат схватил за волосы и головой бил об стены, буквально таскал за волосы по кабинетам. Бил и Рамиль, он угрожал: "Не будешь признаваться, мы тебя изнасилуем в задницу бутылкой", - рассказывала Садыкова.

Другие пострадавшие в "Дальнем" приводили примеры других пыток: удушения полиэтиленовым пакетом и т.п.

Некоторые "защитники полиции" пытались оправдать убийц в погонах, опираясь на тот факт, что Сергей Назаров был старым уголовником. Однако новые разоблачения доказывали, что жертвой произвола может стать любой гражданин. Подтверждением этому стала, в частности, история о гибели замдиректора железнодорожного техникума Павла Дроздова, задержанного за мелкое правонарушение. Мужчина скончался в казанском отделении полиции "Юдино" от пытки "ласточка" и отсутствия врачебной помощи.

Похожий скандал случился весной и в Кемеровской области. Московскими следователями были возбуждены уголовные дела в отношении полицейских отделов "Южный" в Анжеро-Судженске, "Новобайдаевский" в Новокузнецке и "Заводской" в Кемерове. "Стражи порядка" были уличены в изнасиловании, зверских пытках и убийствах задержанных.

Резонанс от вскрытых преступлений вынудил руководителей полицейских главков в Татарстане Асгата Сафарова и Кемеровской области Александра Елина написать рапорты об отставке. Летом их судьбу разделил начальник УМВД по Рязанской области Анатолий Агошков. Среди причин отставки последнего назывались скандалы, связанные с коррупцией в ГИБДД, участием генерала в ДТП и преследованием журналистов.

В других регионах случаи выявления пыток задержанных были разрозненными, общероссийского резонанса не получали. Поэтому громких отставок, вызванных истязаниями граждан полицейскими, больше не было. Но это, конечно, не значит, что полицейских пыток в других регионах меньше. Просто общество о них меньше знает.

Уже в октябре советник министра внутренних дел Владимир Овчинский сообщил, что МВД РФ создаст единую базу преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Но в эту базу, понятное дело, войдут сведения только о раскрытых преступлениях, обществу опять станет видна только верхушка айсберга. Впрочем, и эта часть достигает нескольких тысяч случаев в год. Одних только коррупционных преступлений, выявленных органами собственной безопасности, в МВД в 2012 году произошло свыше 1,5 тысяч.

В этом году стало очевидно и то, что жертвами полицейского насилия могут стать не только задержанные и подозреваемые, но и потерпевшие, пришедшие к правоохранителям за помощью. Например, в октябре было возбуждено дело против трех участковых в городе Батайск Ростовской области. Горожанин позвонил в полицию и пожаловался, что у него украли мобильный телефон. Приехавшие на Рабочую улицу нетрезвые "стражи порядка" сказали заявителю, что им "надоело" разбирать происшествия, происходящие по данному адресу. Полицейские избили потерпевшего.

Пожалела, что вызвала полицейских и жительница города Ясного Оренбургской области. Разнимая драку в квартире, полицейские избили 20-летнюю девушку руками и ногами. Потом привезли ее в отделение и продолжили экзекуцию.

Избиением женщин прославилась и татарстанская полиция. 23 апреля участковый МО МВД "Высокогорский" Ильдар Фазырахманов попытался усадить в машину 16-летнюю потерпевшую, сказав девушке, что намерен отвезти ее для проведения судмедэкспертизы. Когда она отказалась ехать без матери, полицейский пытался затащить ее, выкручивая руку. Прибежавшую на шум мать девушки участковый ударил металлической тростью. За этот инцидент полицейский получил условный срок лишения свободы.

Откуда у полицейских берется агрессия к заявителям? Вероятно, все объясняют слова батайского участкового, который сказал, что ему "надоело" расследовать преступления, и у него есть более важные дела. В связи с этим вспоминается нашумевшее интервью воронежского полицейского Романа Хабарова. Участковый рассказал журналистам, что в полицию теперь идут, чтобы "заработать". "Скажите, где здесь у вас чего можно нахлобучить?", - процитировал Хабаров слова молодого выпускника школы милиции.

По данным Генпрокуратуры РФ, за 2011-2012 годы было выявлено около 140 тыс. нарушений в сфере применения административного законодательства в МВД: сотрудники полиции фальсифицировали протоколы, выписывали штрафы на умерших людей и нарушали права задержанных. В 2012 году дисциплинарные взыскания наложены более чем на 5,5 тыс. сотрудников полиции, нарушивших правила приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

Нездоровая обстановка к сегодняшнему дню сложилась и в другом силовом ведомстве - Федеральной службе исполнения наказаний РФ.

Акция протеста заключенных в исправительной колонии №6 в городе Копейске Челябинской области, нападение ОМОНа на съехавшихся родственников, взбудоражили российское общество. "На первый план причин избиений заключенных вышло их сопротивление системе вымогательства денег с них самих и, особенно, с их родственников", - констатировал челябинский правозащитник Николай Щур.

В закрытой системе ФСИН осужденным труднее рассказать обществу о случаях преступлений, совершенных сотрудниками ведомства. Часто общество узнает о таких случаях лишь в результате протестных выступлений осужденных.

Если в Копейске осужденные свое организованное выступление назвали "акцией протеста", то в других случаях протест принимал спонтанные формы голодовок и членовредительства. Такие инциденты произошли в 2012 году в ИК-3 города Льгова Курской области, в колонии №12 в Омской области, в колонии №22 в Кемерово, в колонии особого режима №4 в Салавате в Башкирии, в колонии №1 в Якутске, в ИК-15 города Ангарска Иркутской области.

Согласно официальным сообщениям ФСИН, в большинстве случаев осужденные выступали против строгих порядков содержания. Факты произвола сотрудников колоний ведомство предпочитало оставлять "за скобками" пресс-релизов.

Возможно, общественное негодование заставит власти когда-нибудь пойти на реформу и пенитенциарной системы. ФСИН переименуют как-нибудь по-иному, сотрудники пройдут переаттестацию, а генералы ведомства перейдут с одной должности на другую.

…Это был еще один год силового произвола в истории новейшей России".

Подробнее: http://www.rosbalt.ru/federal/2013/01/03/1077846.html

Правоохранительная система России, Итоги года

Previous post Next post
Up