Предисловие: Вывешиваю старый текст, вероятно временно, а впрочем посмотрим. По сравнению с изначальным вариантом, сделаны небольшие сокращения. По смыслу, да и хронологически, этот текст является факультативным введением к циклу текстов, помещённых ранее в данном журнале. Впрочем, здесь есть несколько положений и выводов, которые могут показаться небезынтересными некоторым читателям.
В первой главе книги "Бытие" ("Генезис") повествуется о шести днях Божественного творения. Каждый день из шести сопровождается этической оценкой: "увидел Бог свет, что он хорош" (о свете) - это в первый день (стих 4-й), "И увидел Бог, что это хорошо" - в дни со второго по шестой (стихи 8-й, 10-й, 12-й, 16-й, 21-й в первой главе книги). В стихе 8-м эта фраза обозначена как позднейшая вставка, приведена в скобках. Стало быть, в раннем варианте этой книги в этом стихе такой фразы не было.
Теперь представим себя на месте читателя, живущего во времена, предшествовавшие появлению вставки, и впервые в своей жизни открывающего первую книгу Библии. Начинаем читать и... Как же так? Ничего не сказано о творении второго дня, что Бог увидел, что это хорошо. Начинаем бессознательно волноваться про себя: неужели нехорошо? Но доходим до конца первой главы и в стихе 31-м с облегчением узнаём: "И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма."
Значит, и для творения второго дня эта оценка подразумевалась, хотя и не была записана автором буквами. Значит, не всё подразумеваемое автором Богодухновенной книги там написано - отсюда и необыкновенная сжатость повествования.
Подтверждение этому предположению находим в той же первой главе (стих 21-й):
"И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее". Они получили Божественное благословение: "плодитесь и размножайтесь" (стих 22-й).
В стихе 25-м: "создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их." И вслед ничего не сказано о благословении.
Речь о благословении заходит вновь в стихе 28-м, после сотворения мужчины и женщины: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле." Понятно, что благословение этого стиха относится только к непосредственно перед этим созданным первым людям. Впрочем, если принять во внимание, что ранний читатель слов в скобках видеть не мог, то по правилам сухой формальной логики благословение это могло относится и к упомянутым чуть выше людей зверям, с пожеланием последним "владычествовать над рыбами". Поэтому нам остаётся догадываться об отеческой улыбке Творца: "Да к вам это благословение относится, Мои человеки, к вам, ведь это вы созданы по Моему образу и подобию, а не звери и не гады. Впрочем, читатель (или слушатель), в этом (как и во всём остальном) тебе предоставляется полная свобода принять своё решение на этот счёт". Конечно, это предположение об особом отношении к человекам находит подтверждение во всём содержании Библии, ибо речь идёт всегда об отношениях Бога и людей, а представители животного мира упоминаются лишь в особых случаях.
Сейчас же хотелось бы обратить внимание на следующий вывод из главы первой: Не всё подразумеваемое записано. Необходимо домысливать. Хорошая книга должна развивать внимание, воображение и сообразительность, а Библия - лучшая из книг. Причём домысливать можно двояко: например, в стихе 8-м можно по каким-то соображениям домыслить, что творение дня второго не было хорошо (но внимательное чтение позволяет восстановить смысл опущенного автором), а настаивание на том, что, если буквально не написано - значит можно подразумевать "плохо", наводит на мысль о недобросовестности, если не злонамеренности такого комментария.
Коротко можно подытожить так: в Библии есть буква и есть дух, и отрыв духа от буквы - либо ошибка, проистекающая от невнимательного чтения, либо, если на ошибке настаивают - следствие недоброго умысла.
Итак, читающему и изучающему Богодухновенные книги предоставлена свобода -
искать или не искать противоречие между духом и буквой, находить или не находить.
Для примера рассмотрим вероятную версию истории символа, можно даже сказать, иконы так называемого Возрождения и последующих эпох - картины "Мона Лиза" (Джоконда). Об её авторе и самой картине известно следующее.
Леонардо жил в эпоху, когда, разумеется, ни о каком атеизме речи не было и каждый европеец был хорошо знаком и с текстами Евангелий, и с подтекстами, и с комментариями, и воспринимал их с должной долей серьёзности. К Леонардо это должно относится в полной мере. Он исключительно высоко оценивал себя, изощрённость своего ума (это видно из писем, где он предлагал свои услуги тогдашним сильным мира сего). В общем-то, ему нравились женщины. Далее: он одинаково хорошо владел и правой, и левой рукой. С картиной он не соглашался расстаться ни за какие деньги в течение всей жизни. Исследователи его творчества считают, что это автопортрет в женском обличии. Также считается, что он написал её левой рукой.
Однако же, он написал её правой.
В пятой главе Евангелия от Матфея читаем слова Христа:
"28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну."
В какой-то момент Леонардо увидел в этом разрешение смотреть с вожделением на самого себя в зеркало (ведь он не женщина) и соблазняться левой рукой. Разумеется, позже он вспомнил, что речь идёт о любом из "членов твоих" - и в этом дух слов Спасителя. Но маэстро свободно и осознанно предпочёл восторгаться изворотливостью своего ума, способного перехитрить и Сына, и Отца (поскольку соответствующий эпизод из 38-й главы книги "Бытие" также можно трактовать двояко).
В местах лишения свободы этот изобразительный жанр называется "карточка для сеанса".
В книге Исход Господь неоднократно говорит Моисею: "Я ожесточу сердце фараоново". И в самом деле, "сердце фараоново ожесточилось" (например, в главе 7-й, в 13-м стихе). Был ли фараон понуждаем к этому ожесточению Господом? Нет. Сам фараон заявляет: "я не знаю Господа" (Исход, глава 5-я, стих 2-й), а религия в Египте была языческая, политеистическая. Фараон был свободен властвовать над своими людьми, как ему заблагорассудится, и если он руководствовался какими-то соображениями, обстоятельствами при принятии этого решения, то видеть за ними волю Вседержителя он никак не мог. Сам фараон искренне считал это запрещение евреям уйти только выражением своей неограниченной, абсолютистской фараонской воли, вероятно соответствующей текущим политическим и другим обстоятельствам.
В этих же самых эпизодах книги действуют и фараоновы чародеи, иначе называемые "волхвами Египетскими". Вслед за Моисеем и братом его Аароном, они превращают свои жезлы в змеев (глава 7-я, стихи 10-й, 11-й) и творят подобные же чудеса. Кто такие египетские чародеи? Это каста по роду занятий, и в сферу их деятельности входили исследования по симпатической магии. Чтобы отточить своё мастерство и способность творить описанные в книге удивительные чудеса, их прадеды начинали с превращения щепочек в крошечных червячков и тому подобного, ошибались, осмысливали ошибки, пробовали вновь, применяли новые способы, совершенствовали магические манипуляции. Это была, что называется, их исследовательская работа. К описанному в книге времени фараоновы чародеи достигли высокой степени совершенства в симпатической магии.
Моисей с братом делает чудеса силою Господа, выполняя Его объявленную волю. Фараон также выполняет волю Господню, не зная о том. На чью силу опираются при этом чародеи? Каждый из читающих решает этот вопрос для себя самостоятельно. Некоторые комментаторы считают, что они делают это силой диавола. Вступает ли Господь в союз со Своим противником, действует ли заодно, хотя бы имея в виду благое дело - воспитание у подопечного народа, пребывающего в младенческом состоянии (песочницы, глина, кирпичики, пирамидки) упорства в преодолении трудностей? Или такого не бывает никогда?
Если верно последнее, то сущность чародейства (безотносительно к Египту) состоит в следующем. Господь являет знамения и чудеса, а чародеи приписывают эту способность себе, своим способностям и умению, благосклонности своих богов или даже власти над ними, причём действуют чародеи не по воле Господа единого. (Здесь ошибка. По логике данного эпизода кн. "Исход", описанные здесь чудеса творились в самом деле Господом, Его силой. Но, надо думать, в последующие времена, когда люди обращаются заподобным к ложным богам, чудеса творятся силой бесовской, но сама эта сила появляется у демонов лишь по особому попущению Божьему, исключительно в силу такого попущения, исключительно в случаях такого попущения, и никак иначе. - Позднейшее прим. авт.) Чародейство бывает по неведению, а бывает и злонамеренное, когда воля Бога чародеям известна, но игнорируется.
Представим себе отца весьма мудрого и проницательного, с весьма "длинными руками", весьма многодетного, выводящего своё потомство на длинную прогулку на большую, чистую, красивую детскую площадку (которую сам хитроумно устроил перед тем и предусмотрел, что убиться насмерть невозможно ). Дети резвятся, играют, приобретают свои детские навыки, набираются опыта. Отпрыски все разные, те, что посмышлёнее, набираются умений побыстрее, из них находятся один или несколько, которые заявляют что-нибудь вроде "вас папа научил, а я сам придумал лучше и быстрее вас и папы!". Папа это всё, конечно, слышит, но и усом не ведёт - до поры до времени. Поветрие распространяется, детки хвастаются друг перед другом своей независимостью от папы. На площадке сначала робко, потом смелее начинаются игры по новым правилам - не по тем, что учил папа. Папа застыл в неподвижности, делает вид, что ничего не замечает. Только с лица исчезает улыбка. Тем временем, на площадке начинают появляться грязь, кучки нечистот, вещи, которым папа не учил, и тому подобное. "Почему-то" все эти гадости оказываются в самых неподходящих местах, и вроде бы успешное преодоление одной грязной лужи непременно приводит к попаданию в грязную кучу т.п. Боясь потерять лицо перед сверстниками, каждый вляпавшийся "первопроходец" победно во всеуслышание восклицает о покорении новой сияющей вершины. Всё громче крики "правильно мы от отца отказались!". Но чем громче эти крики - тем зловоннее кучи, тем глубже лужи, тем чаще и больнее сыплются шишки. Со стороны играющих это выглядит как единственно возможный ход событий, в полном соответствии с нововыдуманными правилами игры. Однако ж, это отец незаметно управляет свойствами площадки - ведь он её и устроил, зная задатки детей и предвидя такое развитие событий. Детки научаются врать, лицемерить, разделяться на партии, организуется коммерческий оборот куч. Там и сям вспыхивают драки. Штанишки мокрые, появляются ципки и короста - каждому по личным "заслугам", хотя мало кто об этом догадывается. Многие раскисают и просятся с прогулки досрочно. Кинется ли отец мудрый немедленно вытирать сопли и отмывать попки всем замарашкам, прилеплять пластыри, отбирать найденные окурки, убирать весь мусор? - Нет. "Будь по-вашему." Отец умудрённый знает, что, пока не набьют всех шишек, не вляпаются во все кучи, не наступят на все грабли, пока сами не поймут, что "а папа-то правильно учил", пока не соберутся с духом и сами не придут повиниться перед ним, пока сами не расскажут, "а что же, собственно, вы поняли", пока не решатся выбросить все эти окурки ("а точно ли со всей дрянью решились расстаться?") - воспитательный урок усвоён не будет. (Конечно, отец знает, что в критический момент на выручку надо послать любимого старшего сына. Какая же встреча ему уготована?) Что ж, до тех пор будут наступать на одни и те же грабли и ставить шишки на одно и то же место.
В современном так называемом материалистическом мировоззрении эти концептуальные кучи и научные грабли, эти хромые чудеса и убогие знамения, выдуманные нами в сознании собственной многозначительности, повторяемые, попускаемые Отцом нашим небесным с непостижимым бренным человеком долготерпением, имеют название: "экспериментальная воспроизводимость научных результатов" и "успешное применение научных разработок в народном хозяйстве".
Из истории этих, с позволения сказать, наук, известно, что их бурное поступательное развитие начиналось как раз с бунта против Отца, выражалось сначала в робком, а потом всё более демонстративном пересмотре духа библейских постулатов. Это не могло не кончиться громогласным объявлением науки Отца нашего небесного ничтожной целиком и полностью. Наше чародейство самого злонамеренного свойства - ведь воля Отца нашего небесного, его наука известна нам в полном отпущенном нам объёме.
Нам следует спросить себя: как мы дали бунтовщицкому духу уговорить себя? - Ответ дан в Библии. Когда именно? - несложно догадаться, ведь об этом предупреждал Христос. Мы соблазнились, а затем уговорили себя, что бунта-то и нет, что эти наши чародейские манипуляции и Священное Писание находятся в удовлетворительном согласии. Христос-де прав, а мы правы по-своему. После того, как нацепили личину смирения, как должны мы назвать свою секту?
...Несколько столетий спустя после земной жизни Спасителя в набирающий известность арабский научный центр пришли некие люди и предложили следующую вычислительную задачу: "Один человек утверждает, что может взять 5 хлебов, накормить 5000 человек, чтобы каждый съел сколько хочет, и при этом обещает, что остатков будет 12 коробов, хлебных остатков в каждом коробе не меньше, чем хлеба в каждой буханке. Либо дайте научное решение, либо научно объясните, почему сие невозможно". Специалистов задача заинтриговала, разумеется было научно объяснено, что "невозможно". Итого: задача забылась, но в результате многих усилий лучших арабских умов был развит важнейший раздел вычислительной науки.
По воле Господа осталось единственное свидетельство о том, что за люди приходили к учёным арабам .
Аль-ХЕБРА.
Алгебра - оскорбление Сына и хула на Отца - центральный предмет в обязательном всеобщем бесплатном образовании, чем так гордится т.наз. цивилизованный мир, называющий себя христианским. Каждый ребёнок с младых ногтей долбит алгебру. Алгеброй мы "поверяем гармонию" направо и налево, алгебру знать престижно, и т.п. Алгебра вместе со своими многочисленными разделами является непременным рабочим вычислительным инструментом так называемых точных и прикладных наук. Алгебре мы обязаны многочисленными открытиями, сделанными "на кончике пера", и в сущности - господствующим в наших головах представлениям об окружающем мире - сотворённом Отцом. Глубинные свойства какой действительности описывает алгебра? - той действительности, где Бог всемогущий отвернулся от своих неблагодарных зарвавшихся чад. Той действительности, где некоторые может быть и пытаются разделить своё маленькое человеческое благо, чтобы его стало больше, а не меньше, но не получается - ведь урок Отца не понят.
Кроме того, в основание так называемого современного научного материалистического знания натасканы постулаты из гнилых языческих представлений (атомистическая концепция и т.п.)
Вот на чём построена наша передовая технологическая цивилизация.
Оглянувшись вокруг себя, увидит ли каждый из нас хоть один предмет, или вещество, или дело, которое мы не испортили бы своим богоборческим чародейством?
Как удавалось нам до сих пор совмещать в голове своей, как Христос учил ходить по воде и Архимедово языческое: "сила, действующая на погруженное в воду тело..."? <...>
Особо следует сказать о так называемом электричестве. Каждый изучавший теорию этой разновидности волхования знает, что она существенным образом опирается на свойство пространства и времени <...> Далее, непременным исходным пунктом теории этих электрических чар является конечность скорости распространения света. Насколько совместимо это измышление со словами Священного Писания "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет." (книга "Бытие", глава 1-я, стих 3-й)?
Умеем ли мы, смеем ли мы сейчас хоть шаг шагнуть без электричества, без этого колдовского порождения бунта и поклонения рукотворным богам?
Кроме язычества в науке, и в нашей повседневной жизни мы незаметно для себя воспроизвели язычество во всей его мыслимой глубине падения нравов, по полному библейскому списку признаков: культ Молоха, культ ваалов (бизнесов) и астарт (удовольствий тела), курящихся высот и дубрав, омерзительный культ колесниц, поклонение воинству небесному, внимаем гадателям и прорицателям...
Такова цена нашей любви к Отцу нашему небесному. Такова цена нашей веры в Господа нашего Иисуса Христа.
Однажды уже было: "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем." (книга "Бытие", глава 6-я, стихи 5-й, 6-й).
Многие из нас обеспокоены глобальным потеплением климата. Многих волнуют поднятие уровня Мирового океана и участившиеся катаклизмы.
Не над нашими ли головами пылает гнев Господень? Не к нашим ли ногам подступают воды Потопа?
Самое время услышать обращённые к нам слова пророка величайшего: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Евангелие от Матфея, глава 3-я, стих 1-й); "сотворите же достойный плод покаяния" (там же, стих 8-й).