Евангелие от апостола Луки, глава 16:
«1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
«2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
«3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
«4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
«5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
«6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
«7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
«8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
«9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
«10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
«11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
«12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?»
Существуют различные, той или иной степени авторитетности, точки зрения, почему господин похвалил управителя, который таким необычным способом вывернулся из затруднительной ситуации. Возможно, управитель решил доплатить недостачу господину из своего личного имущества, когда настанет время расплаты или когда подлог вскроется, но результат один: долговое бремя тех должников облегчилось, а издержки за это (материальные ли, или нематериальные, или отложенные, или только возможные) управитель взял на себя, тем купив себе облегчение дальнейшей участи. Из содержания притчи видно, что господину известно, что предпринял управитель, что управитель на свой страх и риск таким способом «реструктурировал» долги, чужие долги господину, и что именно за эту догадливость была от него похвала.
Во всяком случае, господин предстаёт в притче как способный не только заботиться о текущем благосостоянии своего имения, но и видеть ситуацию со стороны, с более высокой позиции, представив себе положение, в котором оказываются другие вовлечённые лица, должники и отставленный управитель. То есть господин проницательный и умудренный, немелочный, даже великодушный, способный оставлять (прощать или откладывать) долги своих должников.
Дальнейшее пояснение Спасителя призывает поступать подобно этому управителю: «приобретайте друзей богатством неправедным».
Эта притча рассказана, чтобы научить нас находить выход из трудного положения, когда запоздало понимаем, что вместо того, чтобы служить Господу Богу , молодые здоровые годы свои мы проматывали то имение, что было дано Им в управление нам. Здоровье, силы бездарно растрачены, а долги остались, и долги немалые. И в какой-то момент приходит понимание (Ангел приносит), что Господь не в шутку может призвать дать отчёт. Притча подсказывает, что у каждого, кто посвятил жизнь такому мотовству, есть способ заслужить похвалу Господа и, следовательно, надежду на прощение - для этого можно облегчить долговое бремя других Его должников - ибо Господь милостив. Для этого всегда есть возможность воспользоваться тем бренным богатством (которое всё равно ржа и моль неумолимо истребляют), пожитками, которые накапливаются в ходе такой жизни.
Во всяком случае, эта притча Спасителя и Его объяснение оказываются как нельзя более кстати тогда, когда настаёт время человеку оставить языческий образ жизни. Тогда оказывается, что многие и многие вещи, которые казались абсолютно необходимыми в той, старой жизни, оказываются ненужными и вредными в жизни христианской (в то время, как выявляется отсутствие тех немногих предметов обихода, которые там как раз нужны). Что делать с этими ненужными вещами, в одночасье потерявшими ценность в глазах владельца? Выбросить? Раздать? Продать? Что-то годится только, чтоб выбросить. Что-то можно раздать. Но какие-то существенные вещи невозможно ни выбросить, ни раздать, например городскую недвижимость (речь о языческих городах). Такое имение можно продать, тем более, что спрос, и немалый, есть почти всегда, и получить за него немалое денежное богатство. Богатство это, в общем-то, неправедное (мамона неправды), но Христос говорит, что можно и нужно с ним делать: приобрести себе друзей на это неправедное богатство. Например, приобрести в собственность для христианской общины земельный участок, с тем, чтобы жить там с близкими и друзьями и вести там на приволье простую и праведную жизнь.
В какие-то времена такой Исход бывает, вероятно, почти единственным способом спастись от соблазнов, мерзостей и напастей языческой цивилизации.
Примечание: Почему в языческом окружении разумно именно приобретать землю в собственность, а не занимать пустующую явочным порядком, пояснено в тексте "Взгляд на новозаветную концепцию собственности".