В театре я оказался почти что случайно, да еще и в (похоже) самый холодный день этой зимы. Но ни разу не пожалел. Конечно, «Иванов и другие» - не комедия. Драма, причем жестокая, грустная и поучительная. С хорошими спецэффектами, интересными декорациями и прекрасной игрой актеров.
Спектакль трехчасовой, с антрактом, нескучный и неутомительный. Думаю, многие на себе прочувствовали, что иногда спектакль все жилы вытянет, а потом еще погрузит в состояние черной меланхолии на пару-тройку дней...
Основа сюжета, конечно, любовь. А превалирующее переживание замечательно описывается фразой главной героини, Сарры: «Почему же люди так несправедливы? Почему не отвечают на любовью - любовью? А на доверие - доверием?..» Так получилось, что Николай Алексеевич Иванов страстно влюбился в еврейку («жидовку») Сарру, и женился на ней. Злые языки поговаривали, что надеялся он на приданое - а получилось так, что родители прокляли дочь и отреклись от нее...
И вот, прошло 5 лет, он вечерами убегает из дома, лишь бы не видеть жену. Которую больше не любит... Жена слабела от чахотки, а приглашенный доктор (влюбившийся в нее без памяти, конечно же) все настойчивее рекомендовал паре уехать в Крым.
Но тут в полный рост встал финансовый вопрос - Иванов должен много денег своему старому другу Паше - Павлу Кирилловичу Лебедеву. У последнего все хорошо, достаток, красавица-дочь Шурочка. С супругой только не повезло - жадна, завистлива и властна не в меру...
Также у Николая есть дядя - граф Шабельский, разорившийся вдовец, мечтающий найти деньги для поездки в Париж, на могилу жены.
Параллельно по ходу пьесы развиваются линии несчастной любви Сарры, не менее несчастной любви Шурочки (пусть и взаимной), прожектов хитрого (так и тянет добавить непечатную приставку) управляющего Боркина, благородных порывов доктора Львова, любовной авантюры графа и злобных несправедливых уездных сплетен.
Счастливой концовки не предвидится, но кто-то из героев извлечет свои уроки. А кто-то - нет. По итогам больше всего симпатизировал Павлу. Он - простой, честный, по-настоящему великодушный человек. В противоположность ему сам Николай, похоже, предпочитает благородные страдания, пусть даже для этого придется уморить жену и сделать несчастной возлюбленную, а также всех друзей, до которых дотянется. Такой классический помещик литературного XIX века, почему-то овеянный романтическим ореолом...
В силу личных причин особенно близки и понятны мне были переживания Сарры. Пусть местами и удавалось разделять нравственную диллему Иванова. Отдельно отмечу, что в спектакле роскошно сыгран вот этот поток внимания, информации и общения, невероятно раздражавший Николая в течение всего действа. Вообще удивительно, как он выдержал до конца, не перестреляв себя или всех окружающих...
Декорации, похоже, собраны из металла, живописно разодранного в разных местах. Выглядит интересно, да и пожаробезопасность на высоте - можно было применять фейрверки и жечь бенгальские огни. Понравилось, как выглядела (и звучала) гроза - сначала вспышка, потом отдаленные раскаты грома - все по-настоящему, даже можно было примерно понять, что гроза приближается.
Как резюме - всем советую. Только не рекомендую идти, если ваше сердце было разбито совсем недавно, и вы еще не успели его хоть чуть-чуть залатать.