Короче, мы пошли на "Гамлета".
Для моих знакомых не секрет, что я нежно люблю небольшие театры. Там можно увидеть
хорошие пьесы в хорошем исполнении, без лишнего пафоса и надбавок "за имя". У небольшого театра на окраине есть еще одно преимущество - туда редко забредают искушенные театральными новинками снобы, можно позволить себе чуть больше экспериментов.
Поэтому я с интересом воспринял возможность от
mosblog сходить на один из самых классических спектаклей в театр "
Мел". Постановка "Гамлета" свежая, ей меньше года.
Мы с
morgunec две недели назад смотрели "Гамлета" с Камбербетчем, на большом экране - благодаря New Theater Live. Поэому, как ни крути, а не сравнивать у себя в голове спектакли я не смогу.
Исполнитель главной роли - Иван Лырчиков - художественный руководитель театра. Так что в этом Гамлете мы можем попытаться рассмотреть вообще все будущие спектакли театра. Но пока не будем, потому что в зале кромешная тьма, и начинается представление...
Очень атмосферный старт с кордебалетом и фехтовальной сценой успешно погружает зрителя в раннее средневековье. Костюмы, правда, не исторические, но необычные и какие-то стилистически старинные. Особенно хороши Горацио и сам Гамлет. Цветовая гамма - красное на черном. Поклонники группы Алиса и книг Панкеевой оценят:)
Никаких специальных (дворец, сады и тому подобное) декораций на сцене нет. Для стилизации используются аккуратно размещенные тут и там шпаги. Конечно же, с красными рукоятями. А вращающееся затемненное стекло символизирует проход между мирами живых и мертвых.
С самого начала очень понравился Горацио (Александр Толмачев). Сверкающие глаза с легкой искрой безумия заставляют каждого зрителя нервно оглядываться в поисках призрака. Очень реалистичное явление призрака без самого призрака.
Да, должен сразу отказаться от извинений за сплойлеры - если это слово вообще уместно относительно Шекспира. Они будут, и, по-моему, любому зрителю хорошо бы читать пьесу до визита в театр.
Индивидуальность постановке придают обычно декорации, одежда, акценты и разные детали. Про сцену, костюмы и немного о деталях я уже высказался, скажу об акцентах.
Гамлет у Ивана получился более жестким. Это оттенило главную линию персонажа, показало унаследованную у отца-короля-победителя неукротимость в достижении цели. Презрение к мелочам, темперамент и резкость. Но ощутимо смазало главные монологи - знаменитое "быть или не быть" неожиданно пролетает мимо зрителя, даже обидно.
Горацио оказался более преданным другом и союзником Гамлета, а Розенкранц и Гильденстерн (Дмитрий Пройдаков и Рауль Таев) оказались совсем плюшевыми дворянами, и в роли могильщиков смотрелись органичнее. Впрочем, в трактовке Стоппарда эти персонажи именно такие.
Очень понравилась восхитительная Офелия (Екатерина Воронина). Сам по себе прекрасный каст, и отличное исполнение. Можно делать акцент на недалекую меланхолическую девушку, а можно (наш случай) играть чистую наивную принцессу. Пусть и не из королевской, но знатной семьи. Окруженная прекрасным миром с пони и единорогами. И фантастический отыгрыш медленного, с улыбкой и шуткой, помутнения рассудка от горя.
Тут уместно вернуться к деталям (я сюда отношу и сцены, которых нет в классической пьесе): смерть Офелии показана в танце, в котором одновременно происходят очищение от груза земных скорбей и печалей и уход в потусторонний мир.
Хорош кордебалет в роли театральной труппы: эффектный танцевальный номер под отлично подходящую музыку (Сальтарелла), и хорошо сыгранный спектакль во дворце.
В копилку деталей добавлю метаморфозы костюма Гамлета. Ясность ума легко можно проследить по количеству расстегнутых молний. Перед ссылкой костюм раскрыт весь.
Понравился пугающий дух-ворон-призрак, который появляется из потустороннего мира в ключевые моменты истории. Хорошая идея, интересное исполнение. Только дети пугаются, но сложно считать это минусом. "Гамлет" - мрачная мистическая трагедия, в которой есть место могильному ужасу.
Не могу молчать о недостатках. Гамлет как будто бы торопился произнести свой текст побыстрее. Мало того, что приходилось напрягаться, чтобы разобрать слова, так еще "звучащая" сцена и музыка иногда мешали расслышать начало фразы.
Я искренне надеюсь, что постоянные перемещения героев по сцене (туда-сюда, вокруг, вверх и вниз) преследуют какую-то изобразительную цель. Но частенько это мельтешение скорее раздражало, чем выполняло свою задачу.
Не знаю, как так получилось, но поединок Гамлета с матерью показался лишним после поединка с Офелией. Хотя, по сюжету, он-то точно должен быть.
Зато финальный поединок между Гамлетом и Лаэртом был хорош, зрелищен и на своем месте. Однако, сам Лаэрт (Сергей Галганов) совсем не впечатлил.
Резюме.
Лично мне спектакль понравился. Я умею закрывать глаза на шероховатости, а положительные эмоции, толику мурашек и немножко восторга я получил. Чего всем потенциальным зрителям и желаю:)
Маленькое предупреждение: маленьким детям и больным эпилепсией на Гамлета ходить не стоит. Один мальчик так испугался духа-ворона, что побежал к родителям плакать, так что в антракте им пришлось уйти. А стробоскопы могут вызвать припадок у эпилептика буквально на первой минуте спектакля.