Дом Солнца

Jan 25, 2013 23:44

Я рискую, рискую попасть в неприятную, намеренно неконструктивную жилу повествования. Я же не хочу ходить кругами и восторгаться всем подряд. И я не хочу критиковать, потому что технических недочетов в мире не меньше, чем хейтеров вокруг него.




когда душа болит, нужно смотреть Дом Солнца..
(с) Дарья Кулакова, из комментариев Вконтакте

И рядом же соседний видеофайл того же фильма с названием "Дом солнца фильм о любви о жизни настоящей". Этим фильмом можно восхищаться без особой зависимости от разумности. Про что он? При хиппи советских. Большая часть главных героев погибает к концу, ой, простите за спойлер.

Сейчас русские производят кучу западнизированных комедий. Ужасного качества обычно. Иногда неплохие мелодрамы, с варьирующимся количеством западной ванильности. Но иногда они делают фильмы-идеи. Этот мне в очередной раз напомнил "Как я провел этим летом". Снял его Гарик Сукачев по сценарию великолепного Ивана Охлобыстина. Да везде он теперь, этот Охлобыстин картавенький, и в авторском, и в сериальчиках проходных. Тут он очень хорош в своей краткости, честности и казенности чёлки.

Сейчас модно ругать современные русские фильмы о советском времени за несоответствие эпохе - мол, сленг не тот, или вышки сотовой связи торчат, или модели машин неправильные в кадре. А по-моему, на идею это не влияет ни капли. Я только, пожалуй, слишком много видел уже спойлеров про "Дом Солнца", да и переигрывание наивностью мне было как-то очень очевидно. Но вообще - можно же и не обращать внимание на такое. Хоть можно было снять фильм и намного более хипповым, я верю в отдельные моменты - в девушку Герду с подвязанными волосами, в моряка, покупающего возлюбленной фенечку, да и в "Корейца" с его подпольной выставкой, и во Владимира Высоцкого на соседнем балконе.

Я такую вещь заметил, посмотрев некоторое количество современных российских авторских фильмов. От них за версту веет специальной такой не-голливудскостью. Американцы бы так не сняли. Я не знаю, что они сделали с Анной Карениной, не посмотрел, но они кино снимают всегда правильно, чтобы зритель пошел и ему понравилось. И даже авторское кино - туда можно позвать хороших, может и малоизвестных актеров, и они создадут вылизанный шедевр при любом бюджете.

А у русских есть русский дух. Даже чувство отчаяния и безысходности у них другое, не такое, как на западе. Отчаяние - это же повод действовать бессмысленно и беспощадно, как загнанный зверь. И когда про отчаяние, про проблемы, про произвол и беду снимают фильм, все это видно. Иногда получается чернуха. Но если чернуха не гламуризирована, если чернуха авторская и автор претендует на искусство, как какой-нибудь "Груз 200", просмотренный мной незадолго после выхода из-за большой шумихи, видна эта душа - бессмысленная и беспощадная, когда обстоятельства на то вынуждают.

Охлобыстин много думал о том, как сделать, чтобы в России стало жить хорошо. За пределами этого фильма он сказал, что стал убежденным монархистом, "потому что на нашу азиатчину больше ничего не действует". Я не так уж много слышал зарубежных мнений о России и русских, которые не основаны на простых стереотипах о русских туристах. Но многие признают, что русские - особый народ, их нельзя мешать ни с Европой, ни с Ближним Востоком, ни с Дальним, к ним нужен особый подход. Я еще часто повторяю, что через 20 лет после развала Союза я вижу в менталитете русских и белорусов, даже среди совсем простых людей, какую-то разницу. Я признаю, что русская культура является великой, уникальной и самобытной, но для этого мне совсем незачем считать ее своей. Так сложилось, что в Беларуси сейчас мало снимается самобытных фильмов, каждый воспринимается как событие и нередко как лозунг борьбы с режимом. А русское авторское кино можно смотреть, потому что они очень много чего могут сказать, не касаясь политики.

Приверженцев и знатоков современно белорусского искусства я уже обидел, правда? Классно. Пойду почитаю Достоевского.

Дом Солнца, как я провел этим летом, кино, Беларусь, Россия

Previous post Next post
Up