Что нам не рассказывают о современном искусстве

Jul 20, 2012 15:49


Вчера в киевском оплоте «свобод» и «национальной сознательности» - книжной лавке «Кныгарня Е» прошла встреча с куратором музейных проектов и историком искусства Оксаной Баршиновой.



Эта встреча, в формате небольшой лекции, посвященная современному искусству, оказалось особенно интересной из-за тех вопросов, которые прозвучали из зала, и той позиции, которую зал принял по отношению к проявлениям современного искусства. Но начнём по порядку.

Мероприятие не предвещало ничего незаурядного. Лектор рассказывала о том, как современное искусство проникает в традиционные музеи, о том, как на Западе в залах с шедеврами возрождения стоят сотни разукрашенных черепов Демиана Хёрста. Говорила про диалог классического и современного искусства.





Было немало сказано и про ситуацию на современной Украине. Как оказалось к нам современное искусство пришло во времена перестройки, этот период был назван «героическим»! Первую скрипку в освоении нового искусства сыграл Львов. Именно там первые классические музеи, которые, по словам Баршиновой, являются по духу своему советскими, вбирали в себя современное искусство «модернизировавшее» их. Каким образом современное искусство, являющееся типичным примером постмодерна, умудряется модернизировать музеи, сказано не было.

Под конец перешли к тому, что сейчас происходит в Национальном художественном музее Украины. Как оказалось музей этот, который и представляла Баршинова, также проникся духом современного искусства. Присутствующим рассказали, что музей начинает менять свой «чисто исторический, нудноватый, научный» стиль и открываться новым творцам, пришедшим на волне оранжевой революции. Дальше были названы «знаменитые» имена новых украинских художников, но судя по реакции зала, о них знают только специалисты и любители их творчества.

Показали фотографии проходящей сейчас в музее выставки, на них были изображены странного вида «работы» рядом с картинами и иконами. Всё казалось чинно, благородно: чудаковатые рисунки и даже живые люди, обмотанные какими-то лентами, на фоне пейзажей и библейских сюжетов. Можно было подумать что этим то всё и окончится, но тут пришло время вопросов из зала.

Как оказалось некоторые из присутствующих уже успели посетить эту выставку и задавали вопросы, почему Баршинова не рассказала и не показала изображения других залов, где висят фотографии расчленённых коров, гениталий, мертвых людей, в том числе детей. Сидящие в зале очень оживились, послышались вопросы о том, куда же можно пойти с детьми? Почему не предупреждают какого плана «работы» выставлены в музее? В ответ присутствующим начали объяснять, что искусство требует определённой «оптики» и знаний. Женщина из зала, представившаяся сотрудницей музея современного искусства, поддержала коллегу и сказала что музей как кладбище картин уже не актуален, люди настроены на искусство как на шок. Неодобрительный гул зала явно указывал на то, что люди настроены на искусство иначе.

Но это было только начало. Спросили, кто финансирует такого рода «шоковые эксперименты» в музее? Как оказалось одним из спонсоров является фонд Ахметова. Тут администрация «кныгарни Е» попыталась свернуть мероприятие, но люди не хотели расходится и закидывали лектора всё новыми и новыми вопросами.  Выяснилось, что часть сотрудников музея была против выставки, а перед её началом был уволен директор. Интересно, что присутствующие постоянно аплодировали вопросам из зала и поддерживали тех, кто их задавал, а вот Баршинову аплодисментами не удостоили.

Многие ещё долго стояли на улице возле входа в книжную лавку, и обсуждали произошедшее, а лектор тихо проскочила под стеночкой и удалилась.

Украина

Previous post Next post
Up