Самолетиковое

Dec 03, 2022 14:00

Внезапный субботний самолетик.



Сегодня будет не просто самолет, но целая концепция.



На фото выше представлен VZ-3 от Ryan. И, очевидно, этот аппарат предназначался для исследования режимов укороченного и вертикального взлета и посадки.



Двухщелевой закрылок отклонял поток воздуха от винтов практически на 90 градусов.



Проблему перетока воздушного потока на крыле решали развитыми законцовками.



Однако, такая схема потребовала винтов большого диаметра, характерного размещения редукторов на крыле (а двигатель там был один и располагался в фюзеляже) и огромные стойки шасси стали неизбежностью. Собственно, рассказывать про проект можно долго, но лучше посмотреть короткое видео.

image Click to view



Хочу заметить, что в этой программе VZ-3 был счастливчиком - он в воздух все-таки поднялся. Продолжение балета в виде VZ-5 использовалось иначе.






Не подумайте плохого, VZ-3 тоже дули и весьма активно.



Но у VZ-5 в трубу ушел вообще весь полезный выхлоп проекта. Макет в конце концов построили.






И даже погоняли по полю с небольшими подлетами.



Только все эти подлеты были на веревочках. Здесь хорошо видно, что самолет хоть и оторвался от земли, но удерживается тросами.



В итоге VZ-5 так и не стали отправлять в полет - слишком уж неустойчив был на тех режимах, для которых и предназначался. И вообще схема именно в части УВВП особого развития не получила.

Не судьба.

PS: С другой стороны, исследовательский материал был получен приличный и в дальнейшем использовался весьма широко. Все проекты по адаптивной механизации, AFTI и прочие HIMAT-ы вряд ли бы случились без VZ-3/5 вообще. Так что тэга "норкоманы" не будет.

самолетиковое, просто так, рассуждалки

Previous post Next post
Up