Самолетиковое

Sep 03, 2022 15:03

Внезапный субботний самолетик.



Точнее, сразу несколько самолетиков. Начиналась история с этого пепелаца:



Говорят, что поднимал 2 человек.



С радиальным двиглом Киннер К-5 на сто кобыл - почему бы и нет.



Конструкция была представлена на конкурсе, целью которого было родить Ford-T в легкомоторной авиации. С фордом вышло не очень, а вот вызвать удивление получилось. Потому пепелац обозвали "Whatsit".



При этом самолет не был макетом, действительно мог подняться в воздух... Собственно, история его самого яркого выступления на конкурсе это однозначно подтверждает.



Дело в том, что на летном поле были суслики. Которые и выступили воздушными террористами. В результате инженерных работ самолет не смог нормально завершить разбег - колесо попало в нору. Самолет подскочил и резко изменил угол атаки. Взмыв на 10 метров без достаточной горизонтальной скорости, но с поврежденным шасси и оторванными дверями, "Whatsit" решил, что для него хватит этого дерьма. И шмякнулся на ВПП. При этом никого не убил и получил достаточно легкие повреждения. Всего-то петли дверей на место поставить да колесо прикрутить... Ну, и крыло еще синей изолентой примотать к фюзеляжу.

Но создатель самолета Валдо Ватерман не стал ограничиваться полумерами. Все равно уже крыло отвалилось и надо идти за изолентой. Так какая разница, где его крепить? И стало так:



Что положительно сказалось на... всем?




Эволюционировавшая модель обзывалась Arrowplane и действительно выглядела стремительно с определенных ракурсов.






Кроме превращения в высокоплан изменения претерпел и двигатель - теперь это был Menasco Pirate Model B-4, перевернутая рядная четверка воздушного охлаждения. Несколько перетяжеленный, но достаточно надежный мотор на 95 лошадей. Кстати, гонщики его очень уважали. На фото С-4, но В-4 такой же, только в профиль.



Но Валдо все равно был увлечен идеей сделать Ford-T с крыльями, потому продолжил доработку конструкции. И стало совсем красиво:



В таком виде пепелац можно было регистрировать как моц и ездить по дорогам общего пользования.






А на аэродроме можно было уже прикрутить крылья и отправляться в полет.



Вплоть до того, что крылья хотели хранить в ангаре и сдавать в аренду. Полетал - передай крылья другому.



Этот вариант назывался Arrowbile (а слега допиленный Aerobile) и вполне бодро летал. Бодро с учетом того, что приводился в движения конвертированной автомобильной рядной шестеркой от Studebaker на 100 л.с.. Не думаю, что рядная водяная шестерка могла показать хотя бы 1 л.с. на килограмм массы, потому сам факт полета с двумя человеками на борту следует признать успехом.



В принципе, Arrowbile к 1937 был уже достаточно вылизанной конструкцией без особых недостатков и конструктор задумался о коммерческой серии. Но удалось продать всего 5 аппаратов. Дело, думается, тут не в ЛТХ и не в чем-то объективном вообще - люди просто хотели самолет и все. Вообще идеология аэромобилей была и есть их самой большой проблемой. Можно минимизировать издержки, вылизать аэродинамику, обеспечить безопасность... Но люди приходят к идее приобретения самолета уже имея автомобиль и/или моц. И им не надо ничего комбинировать ради мнимой экономии или еще чего такого. Нужен простой, надежный и прощающий ошибки первый самолет.

Валдо Ватерман проявил настойчивость и сделал все возможное в той ситуации. Но недостаток оригиналов и хайпожоров среди покупателей сделал свое дело. Не судьба.

никогда такого не было и вот опять, самолетиковое, просто так

Previous post Next post
Up