Поскольку сегодня 28 августа - в программе леденящая душу история о повышении эффективности авиаперевозок.
Доброжелательные авиаторы с самого начала раскололись во мнениях относительно Як-40. Одна часть считала, что называть его следует окурком. А вторая полагала более уместным обзывание истребителем керосина. Самое обидное, что это было оскорбительно по форме, но абсолютной правдой по сути в обоих случаях. И даже в некотором смысле комплиментом. Уж не знаю, в чью светлую голову пришла концепция реактивного самолета, стартующего и/или садящегося на грунтовые полосы и летающего на полторы тысячи км с крейсерской скоростью 510 км/час... В любом случае это было весьма ярко уже на уровне формирования ТЗ.
Беда в том, что гениальцы в яковлевском КБ это ТЗ скрупулезно воплотили в жизнь. И даже усугубили. Например, они почему-то решили, что Як-40 будет и вовсе штатно садиться с подбором площадки с воздуха. И потому ему надо таскать все с собой, не завися от аэродромных служб от слова совсем. Так на самолете появился трап в хвосте самолета и аццкое прямое крыло площадью 70 м.кв. с примитивной механизацией. Действительно, такие решения сокращают нагрузку на аэродром до минимума. За счет взлетной массы, но сокращают же!
Но наиболее искрометно на этом празднике эффективности выступал третий двигатель Аи-25. Простенький и заточенный более на военное применение моторчик (L-39, например) серьезно пострадал репутацией как от применения на Як-40, так и от соучастия в надругательстве над здравомыслием под названием M-15 Belphegor.
Зачем Як-40 три мотора никто не может объяснить до сих пор. Зачем на таких скоростях и при таком назначении именно ТРД не обсуждается в принципе, ведь грунт и ТВД вещи несовместные. Якобы Яковлев на каком-то совещании гордо ответил Брежневу, что это ради безопасности. И после этого никто уже тему двигателей поднимать не рисковал. Байка, скорее всего, но показательная - решение настолько сомнительно, что даже во времена СССР нужно было прикрыться фиговым листиком.
Самое веселое в этой истории то, что всякие эксперты или индоктринированные яковлевцы до сих пор как флагом размахивают тезисами о возможности продолжения взлета на двух двигателях и горизонтального полета на одном. Как будто что-то хорошее... Усугублю - самолет не просто может продолжать взлет на двух моторах, но вполне нормально набирает высоту и идет дальше по маршруту. При этом уверенно вернуться на аэродром при отказе самолет мог бы и на одном моторе. Мог бы, если бы у него было два двигателя. Но у него их три. Три регулярно дымящих АИ-25, огромное прямое крыло толстого профиля, огромные же колеса и собственный трап. Результат был немного предсказуем -
пассажиро-километр на Як-40 обходился в большее количество граммов топлива, чем оный на Ан-2. Достичь такого успеха Як-40 смог в том числе и благодаря тому, что в коротком салоне окурка помещалось 32 человека. Т.е. на десять человек меньше, чем у Ил-14, который Як менял на маршрутах. Изначально вообще было 27 пассажиров, но потом решили сделать реверанс в пользу экономистов. Есть предание о том, что в какой-то компоновке у окурка помещалось 40 пассажиров, но я такой компоновки ни разу не видел. Да и вообще не уверен, что это законно. ЭНо мысль вполне правильная - если не получается снизить расход, то надо увеличивать доходную часть.
Но даже 40 пассажиров, понятное дело, проблему топливной эффективности не решали. Понимали это и в СССР, но после развала вопрос стал намного более острым. И тут неожиданный путь решения такой проблематики продемонстрировали таджики.
28 августа 1993 году в Хороге взяли, да и засунули в Як-40 86 тажиков. Восемьдесят, сука, шесть! Как, зачем и кто этот фанат Гиннеса история умалчивает. Не знаю, есть ли фотографии этого шоу, мне найти не удалось... Но факт имел место. Взлетная масса достигла не то 19, не то 20 тонн. Говорят, что летчики рискнули взлетать только под угрозой расстрела. Вполне допускаю. Тем не менее, взлететь они таки попытались. И если бы у них получилось, то Як-40 имел бы шанс показать порядка 45 грамм/пассажиро-километр. Но - не судьба.
Самолет пробежал больше полутора км по ВПП, потом еще 150 метров до ближайшего арыка и, наконец, нашел себе какой-то валун, куда и воткнулся. 82 человека погибли, 4 человека получили тяжелые ранения, но выжили. Экипаж выбросило вперед через расспавшееся остекление кабины, но оба потом скончались в больнице.
Понимаю все про гражданскую войну, норкотеги, боевиков и так далее. Но с тем же успехом можно было просто спрыгнуть со скалы в пропасть.
Закончилась история хорошо - после катастрофы полеты в Хорог наконец-то прекратили. До этого же нельзя было позволить такому прекрасному самолету простаивать.
Не знаю, как комментировать подобные истории. Поставлю соотв. песенку, пожалуй.
Click to view