Евреи Финляндии

Apr 24, 2016 08:27


Евреи Финляндии были выходцами из России или потомками выходцев из России. Первые евреи, поселившиеся в стране, были «николаевскими» солдатами, отслужившими по 25 лет чаще всего здесь же, в Финляндии. Много евреев прибыло в Финляндию во время и после Гражданской войны в России. Община была экономически крепкая и пользовалась определенным авторитетом. Основная масса евреев-беженцев прибыла в Финляндию после аншлюса Австрии.





Тяжелая Зимняя война, аннексия Советским Союзом юго-восточных земель и необходимость срочно эвакуировать оттуда и расселить более 400 тыс. человек (10% населения страны) весной 1940 года свели к минимуму возможности Финляндии принимать беженцев из Центральной Европы, но при этом отношение властей к евреям улучшилось. Некоторые беженцы, въехавшие в Финляндию нелегально и интернированные, после Зимней войны были освобождены.

Немало евреев из оккупированных немцами Нидерландов, Бельгии и Польши также пошли добровольцами в финскую армию - ведь участие в войне давало им право убежища, хотя бы временного. Отношение властей к таким волонтерам было подозрительным - троих даже обвинили в коммунизме и симпатиях к СССР. Число евреев среди «опасных коммунистов» было непропорционально велико. Еврея в Финляндии с большей вероятностью, чем нееврея, могли задержать для «тщательной проверки».

Одна из самых поразительных страниц в истории евреев Финляндии - это участие солдат и офицеров еврейской национальности в Войне-продолжении 1941-1944 годов, иначе говоря - на стороне Германии во второй мировой войне.

Хотя Финляндия под давлением Германии присоединилась к Антикоминтерновскому пакту, она сохранила свой демократический строй и не собиралась «решать еврейский вопрос». Ни один из коренных евреев Финляндии не был выдан немцам. Участие в Зимней войне не ставило перед финскими евреями моральных проблем: их родина подверглась советской агрессии, и они ее защищали. Война-продолжение такую проблему поставила: теперь им предстояло воевать в том же лагере, что и нацистская Германия. То, что нацистский режим враждебен евреям, ни для кого не было секретом. Финские евреи могли успокаивать себя тем, что они исполняют долг перед родиной, или повторять следом за Юхо Паасикиви, финским посланником в СССР, а впоследствии - президентом Финляндии: «Сколько бы ни было сомнительного в нынешнем германском режиме, это в тысячу раз лучше, чем быть частью Советского Союза».

В финской армии многие евреи, получившие, как правило, лучшее образование, чем население в целом, нередко находились на руководящих позициях, служили врачами и т. п. В этом качестве они соприкасались с немцам.

В 1942 году представительство немецкой армии затребовало фамилии всех финских офицеров, чтобы наградить их немецкими медалями, и список поручили составить офицеру-еврею Якобсону. Якобсон выполнил приказ, но себя из списка исключил. Конфликта с немцами не последовало. Немцы, по-видимому, знали, что в Генштабе есть офицеры-евреи, но не ставили вопроса об их удалении.

Врачи-евреи нередко лечили немцев. Полевой врач Лео Скурник вывозил раненых из окружения на реке Капустной в госпиталь, что требовало везти их девять километров по болоту. Он также выносил раненых эсэсовцев с нейтральной полосы.Немцы решили его наградить Железным крестом 2-й степени. Скурник отказался от награды в весьма резких выражениях, и возмущенные немцы потребовали выдать его на расправу. Доктора защитил генерал Силласвуо, сказавший немцам: «Что, я должен отдать вам моего лучшего врача?».

На южном участке фронта (в Карелии) отношения финско-еврейских военнослужащих с немцами были, как правило, корректными. Немцы никогда не отказывались служить с финскими офицерами, узнав, что те - евреи, - срабатывала традиционная немецкая дисциплинированность. Многие евреи-военнослужащие и не скрывали от немцев своего еврейства.

Первым финским евреем, которого немцы попытались наградить Железным крестом, был капитан Саломон Класс. После операции в Ухте командир немецкой дивизии неожиданно появился в палатке Класса. Класс пригласил немецкого полковника выпить с ним кофе. Полковник заинтересовался акцентом Класса: «Вы балт?» Класс ответил: «Нет, но мои родители из Латгалии, я еврей, дома говорили на идише, отсюда мой говор». Полковник вскочил на ноги, потряс Классу руку и сказал, что он лично ничего против него как еврея не имеет. Затем он вскинул руку, выкрикнул «Хайль Гитлер!» и удалился.

Шолем Болотовский летом 1942 года служил переводчиком при 163-й дивизии вермахта, в секторе Масельга. Немцы спросили его, откуда он так хорошо знает немецкий язык. Болотовский ответил: «Стратегически важно знать язык врага, ведь я - еврей, а вы - немцы». Наутро он был уволен из переводчиков, но не наказан.

Хотя офицеры-антисемиты в финской армии имелись, ее начальство относилось к евреям вполне лояльно. В 24-м пехотном полку, в районе Свири было много евреев. Командир полка разрешил устроить полевую синагогу, в километре слева располагалась немецкая часть. О синагоге стало известно и в других частях, где служили евреи. О полевой синагоге было напечатано в еврейских газетах страны. Немцы не пытались нанести вред синагоге.

19 сентября Финляндия подписала перемирие со странами антигитлеровской коа¬лиции. Война против СССР превратилась для Финляндии в войну против немецких войск, занимавших Лапландию. Переход страны в антинацистский лагерь ликвидировал моральную проблему, существовавшую у финских евреев. В День независимости Финляндии 6 декабря 1944 года маршал Маннергейм посетил хельсинкскую синагогу, что было воспринято как жест извинения перед евреями за участие в войне на стороне Германии.

Чувство нечистой совести не покидало финских евреев после второй мировой войны.

Много финских евреев - ветеранов приняли участие в Войне за независимость Израиля.Впоследствии в Израиле ветераны Войны-продолжения скрывали свое участие в этой войне, не поддерживали контактов с евреями, пережившими Холокост.

Одним из объяснений того, что немцы не принуждали Финляндию к депортации ее евреев и не сделали этого сами (хотя количество немецких сил в стране и технические средства вполне позволяли им такую акцию) представляется важность для Германии Финляндии как союзника и, соответственно, большее уважение к этой стране. Финская армия держала для немцев большой и важный участок фронта, и ради этого нацисты закрывали глаза на то, что «товарищ по оружию» уклоняется от «решения еврейского вопроса».

источник

я ху, история, мнение, вон оно как

Previous post Next post
Up