Это вообще то старая история, но сам процесс обмана и фальсификаций, думаю не изменился.
В 1980 году старший редактор The Washington Post Вивиан Эплин-Браунли (Vivian Aplin-Brownlee) приняла на работу 34-летнюю журналистку, выпускницу университета в Огайо по имени Джанет. Прежде Джанет никогда не работала в крупных изданиях - единственным местом работы в ее резюме на тот момент значилась газета Toledo Blade. Несмотря на это спустя несколько месяцев, в сентябре 1980-го, управляющий редактор The Washington Post Боб Вудворд (Bob Woodward) выдвинул никому не известную Джанет Кук на Пулитцеровскую премию - высшую награду для американских журналистов.
Номинации удостоилась ее статья под названием «Jimmy’s World» («Мир Джимми»), опубликованная The Washington Post 28 сентября 1980 года. Материал рассказывал историю восьмилетнего мальчика-наркомана, «сидевшего» на героине. Статья о ребенке, «чьи нежные руки были все исколоты иглами», вызвала бурное обсуждение. На материал в газете обратил внимание мэр Вашингтона Марион Бэрри (Marion Barry). По его приказу полиция занялась поисками мальчика, которому, как следовало из статьи, требовалась немедленная медицинская помощь. Джимми найти не удалось, и вскоре представители мэрии даже официально объявили его мертвым.
13 апреля 1981 года Джанет Кук получила за историю о Джимми Пулитцеровскую премию. Как выяснилось в следующие 48 часов, эта история оказалась выдумкой - объявленный мертвым наркоман никогда не существовал. Внимание к материалу журналистки привлекли ее бывшие коллеги из Toledo Blade. Они заметили неточности в биографии Кук, размещенной в ее заявке на премию (в частности, на неверную информацию о ее образовании, где было указано, что Кук в свое время получила степень магистра, хотя журналистка имела лишь диплом бакалавра). Подвергшаяся «допросу» в собственной редакции Джанет не только созналась в фальсификации сведений о высшем образовании, но и рассказала, что сама выдумала статью о мальчике-наркомане.
В итоге Кук вернула премию (вместо нее награду в тот год получила Тереза Карпентер из The Village Voice). Руководство The Washington Post уволило Джанет Кук и провело большую пресс-конференцию. Выступая перед собравшимися журналистами, издатель газеты Дональд Грэм (Donald Graham) сказал: «Я поверил в то, что прочел, и мы это опубликовали. Это великолепная статья, которая, к сожалению, при этом является фальшивкой». Сама Кук оправдывала свою ложь давлением со стороны старших редакторов. Как утверждала журналистка, она не смогла найти для истории о наркозависимости подходящего ребенка и решила придумать сюжет, который устроил бы редакцию.
Полный текст и еще случаи фальсификаций
ЗДЕСЬ Удивительно при этом, что о подобных скандалах в российской прессе практически ничего не известно. Трудно представить, что в стране, где плагиатом занимаются все - от школьников до чиновников правительства - журналисты являют собой исключение. Но если редакции и уличают своих сотрудников в плагиате, то, как правило, не прибегают к суду общественности. Отчасти так происходит потому, что репутация и карьера журналиста в России порой никак не зависят от его профессиональной честности и объективности при освещении событий.
Originally published at
Мои мысли вслух. You can comment here or
there.