![](http://pics.livejournal.com/andrewhov/pic/0002chc6/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/andrewhov/pic/0002d23p/s320x240)
Лет шесть-семь назад отдыхал в Анталии с друзьями. Все время невольно сравнивал предприимчивость их и наших туроператоров и индустрию туризма в целом. Несколько мыслей:
Треплемся, треплемся о том, как заманить интуристов, но дальше этнотуризма и религиозного туризма мозги у туроператоров, за редким исключением, не варят и разговоры дальше не заходят. А между тем операторы и страна теряет кучу бабок из-за отсуствия развлекательного компонента. Турция богата историческими памятниками «всех времен и народов» как никто в регионе. И все это довольно хорошо демонстрируется туристам. И добра этого у них так много неосвоенного - сейчас, как известно, за наши церкви взялись в Ване и близлежащих районах - чтобы туристов заманить.
Но туризм это бизнес, и турки не забывают о развлекательной, интернациональной составляющей - том, чего у нас почему-то нет. Причина проста, наши туроператоры привыкли использовать халяву (построенные предками памятники архитектуры, чужие отели и построенные государством дороги, в каком бы состоянии они не были) и абсолютно не привыкли сами вкладывать деньги. Причем в давно апробированные и часто элементарные идеи, которые резко могут повысить притягательность туров и приносить колоссальные доходы.
Пара примеров:
Знайте, что мне запомнилось больше всего из Анталии, больше прелестей моря, которое я обожаю, дворцов и руин? Где я получил больше всего адреналина?
Джип-сафари.
Записался на тур. Автобус рано утром собрал всех желающих из отелей по побережью и отвез в какой-то гараж на окраине, где нашему взору предстало стадо простеньких, потрепанных, но хорошо отмытых открытых белых джипов, у которых давно не работал ни один прибор на панели. Зато работал мотор. И был бензин в бензобаке. Веселая толпа туристов разделилась на экипажи. Ведущий сначала заикнулся о водительских правах, но проверять их не стал. Не терять же клиентуру. Плюс, потому как лично у меня их с собой не было, но рулить нашей командой вызвался я.
Четыре часа колонна наших джипов колесила по лесам и горам национального парка, оврагам и перевалам и турецким горным деревням. Большей частью по грунтовой дороге, так что пыль стояла столбом. Мы ехали по опасным горным серпантинам, в туче пыли поднимаемой передними машинами. Потрясающие горные пейзажи очень походили на местность между Дилижаном и Иджеваном, только все было больше, шире и выше. Иногда приходилось останавливаться из страха свалиться в пропасть, и ждать пару минут чтобы улеглась пыль. Через час мы были похожи на побывавших в куче цементной пыли инопланетян. Но сколько было радости!
Мы проезжали через убогие горные деревни, где нас обливали помоями под улюлюканье местных мальчишек, мылись в поилке для коров. В заоблачной деревне, на привале, нас провели в дом турецкого крестьянина (у которого был договор с турфирмой), где он всех нас угостил гранатовым и яблочным чаем на террассе. Притом, все наше туристическое стадо прошло через его бедный замызганный дом, увидев по пути ползающих детей, варящих обед женщин, больную старуху на кушетке, кучу крестянского хлама. Никаких псевдо-этнических наборов и показухи. Жизнь как жизнь. Пришел автобус и всех детей деревни повез вниз в какую-то школу в Алании. Хозяин угощал чаем, рассказывал о житье-бытье, радостях и проблемах. И это было интересно.
Нас повели показывать деревескую мечеть, но разрешили только посмотреть на интерьер с галереи, куда вела крутая наружняя деревяная лестница, облепленная снизу деревенской малышней, мечтающей заглянуть интуристкам под юбки и мини-шортики. Один из малышей пытался продать мне за доллар гигантскую цикаду, которую держал в руке как воробья.
На обратном пути нас ждал горячий обед в лесу. Невидимые операторы за время нашего путешествия не только нащелкали и распечатали (!) сотни наших фотографий, которые уже висели на веревках неподалеку от столов, но и смонтировали целый видеофильм, с музыкальным фоном, в котором засняли всех, и который во время обеда показали на экране, подвешенном между деревьями. Все это продовалось за бешенные деньги - DVD за 35 долларов, каждая фотография - за пять. Но народ был настолько счастлив, что люди не скупились и покупали, фактически платя за диски и фотки иногда больше, чем за сам тур!
А теперь арифметика. $50-$60 за тур и столько же за диски и фотки. В среднем - по сто долларов с души. Причем отданных с радостью. Материальная база организаторов - куча давно списанных и потрепанных простейших внедорожников.
Рафтинг, или спуск на надувных лодках и плотах по речным порогам
Не хочу даже здесь описывать, с каким размахом и как скоординированно и здорово это было сделано. Три с половиной часа невероятного удовольствия. С обедом в конце, и неизменным видео и фотографиями, сделанных невидимыми операторами у каждого речного порога. И кучей отданных бабок. Основная материальная база - надувные лодки, каное, и машины, чтобы все это перевозить в начало реки.
Чистота
И чистота, чистота везде. Во время джип-сафари, на одном из привалов я заметил, как ведущий, озираясь по сторонам поднял с земли клочок бумаги, оброненный раньше нас, и спрятал его в специальнй пакетик. «Чтоб кто не подумал, что это мы оставили» - обьяснил он мне. Во время трехчасового спуска по порогам не заметил в реке ни одной тряпки, пакета или плавающей бутылки. Казалось, из реки можно пить. Меж тем, по ней круглый день сплавлялись сотни экипажей со всего света. А теперь спустимся к реке Раздан....
А что, у нас нет горных красот и живописных грунтовых горных дорог? Трудно туроператору или посто смышленому человеку при деньгах купить почти задарма списанные задрипанные внедорожники в том же Иране? Нет у нас горных рек? Пещер? А какие можно делать конные прогулки-походы! Или походы на квадроциклах! Да хотя-бы привозить народ в казино-туры в придачу к старине. Почему бы и нет? Вот один мой знакомый шотландец уже на эту тему планы строит. Или организовывать полеты на воздушных шарах. И включать все это в туры, как дополнительные опции и хорошо рекламировать....
Уверен, входящий турпоток и прибыль с него можно было бы увеличить как минимум в два раза.