Начну с недавнего примера. Этой осенью пришли ко мне заниматься в минигруппу три одноклассника, занятия два раза в неделю по девяносто минут, необходима была подготовка к ЕГЭ по физике и математике. Знания и умения как всегда близки к нулю, но когнитивные способности сохранены. Это - наиболее частый контингент у меня. Занятия проходили туго, материал усваивался с трудом. Плохая память, что прошли месяц назад, уже не помнят. Приходится постоянно возобновлять в памяти ранее пройденное.
И вдруг наступает День X.
Интеллект, память, работоспособность - как у лучших учеников из престижных физматшкол. Что, спрашиваю, в школе сегодня не было занятий? - Да, отвечают, сдавали нормы ГТО по стрельбе. И такое явление я наблюдаю каждый год. Школьные занятия, большое число уроков утомляют учеников и не оставляют им сил для вечерних занятий с репетитором.
Конечно, подвержены хронической усталости не все мои ученики, а около половины.
Итак, для таких детей единственный выход повышения эффективности работы - уменьшение школьной нагрузки в день работы с репетитором. Максимальное использование выходных и праздничных дней, каникул для занятий с учениками с повышенной утомляемостью. За пару месяцев до экзаменов имеет смысл брать фиктивные справки у врача, чтобы не ходить в школу в дни работы с репетитором.
Еще о репетиторстве
тут.