Царапина небесного покрова и Стиль русских израильтян

Jan 05, 2025 19:39


Израиль уничтожил уникальный феномен - "еврейский гений", это еврейское чудо, сравнимое с греческим чудом. То, что еврейский гений (удивительный социально-культурный феномен Нового Времени) не присутствует в Израиле, мнение не мое, а одного из отцов-основателей данного государства, генерала Ариэля Шарона. К счастью, сионисты сумели это сделать только на своей территории. В США живут 6 млн евреев и четверть нобелевских лауреатов от этой страны - евреи или люди еврейского происхождения. Вообще, начинаю думать, что есть какая-то правота у еврейских хасидских течений, врода Сатмара и Неторей Карта, утверждающих, что сионистский проект есть искажение мессианской идеи иудаизма, продукт царя демонов, Самаэля. Грубое искажение мессианского проекта (Небесный Иерусалим не тождественен земному, Мессия призван изменить вселенную, склеив разбитые черепки, "клипот", в одно целое, а не построить маленькое злобное государство в Палестине), разрушение лучшего, что было в еврейской культуре, включая насильственную ликвидацию языка идиш, а также чудовищное зло, которое они распространяют, разрушая сегодня Газу, вот это реальность. Но есть еще кое-что. Например, в Израиле повседневная жизнь связана с двумя явлениями, неотделимыми друг от друга - это страна постоянного стресса и мошенничества, и оставляя ее, многие люди немедленно ощущают покой.
Я не склонен объяснять все происходящее метафизикой и не являюсь последователем иудаизма, но какое-то интуитивно-правильное ощущение у этих хасидских сект есть. Понимаете, демон - это вовсе не тот, кто прилетал к Тамар на крыльях ночи и объяснялся ей в любви, и не величественные существа с картин Врубеля. Нет, это - царапина небесного покрова.
-------------------------------------------------------------------------------
Взято из телеграмма востоковеда Михаила Шрайбмана.
https://t.me/s/michael_shraibman
-------------------------------------------------------------------------------
Мой комментарий. Я полагаю, что "еврейский гений" это во многом артифакт пропаганды христианских стран: берут ученых еврейского происхождения и преувеличивают их заслуги. Самый яркий пример такого рода это Альберт Эйнштейн.
===================================================================================
А вот еще один пост того же автора.
----------------------------------------

"В Израиле люди меняются...
.
Однажды, знакомая написала: "Вот с тем человеком (не буду называть жж) можно общаться, человек приятный и интересный, но я тебя предупреждаю, что не стоит обсуждать с ним Ближний Восток. Он в Израиле живет, и как только заходит речь о тамошних делах, он превращается в оратора на фашистском митинге. В Израиле люди меняются."
.
Но почему массы бывших советских педагогов, врачей, музыкантов, инженеров, физиков и лириков превращаются в такое? Почему стиль русских израильтян легко и сразу узнается в инете, будучи маркирован потоками неумелого мата и ультра-правой националистической риторики?
.
Прожив несколько лет в Израиле, составил собственное мнение на этот счет. Должен сказать, что после Израиля люди прежними не остаются, происходит какой-то психический сдвиг, как, наверное, после тюрьмы или армии. Сдвиг бывает разным и я не стану самонадеянно утверждать, что избежал подобного, но, во всяком случае, еврейским нацистом я не стал и антисемитом тоже, а это, в тамошних условиях, большое личное достижение, поверьте...
.
По мнению израильского экономиста Бориса Дубсона, свыше половины мигрантов вынуждены были заниматься тяжелым физическим низкооплачиваемым трудом, стали рабочими, в то время как в странах СНГ многие занимались интеллектуальным трудом. Опустившись на самый низкий уровень социальной пирамиды, да еще подвергаясь грубому унизительному обращению со стороны начальников (часто восточных евреев-сефардов, ненавидящих белокожих европейских евреев-ашкеназов за то, что в свое время сами подверглись дискриминации со стороны польских и русских евреев первых волн алии) бывшие советские врачи, музыканты, инженеры и учителя получили серьезную травму.
.
Эту травму, наверное, можно сравнить с армией или тюрьмой. Предположим, интеллигентный московский или киевский мальчик попал в воинскую часть с гопниками из глубинки, к тому же его начальник - точно такой же гопник. Ни родной скрипочки, ни родных занятий по математике или литературе ему тут не светит, а светят ему в самом лучшем случае унижения и грубый физический труд. Причем, если молодой человек происходящее может рассматривать, как новый жизненный опыт, тяжелый, даже гнусный, но все-таки временный (ибо есть возможность освоить новую профессию, знания, просто пережить все это), то для человека взрослого, пожилого, имеющего трудности с языком, эта каторга - до конца его дней.
.
Каково же, пересев из кресла врача или из оркестровой ямы, в настоящую яму, которую надо рыть, еще и выслушивать ежедневно расистские оскорбления со стороны израильтян? Особенно, имея при этом семью, детей, жену, возвращаться к ним с работы каждый день домой и смотреть им в глаза? Добавим, что физический труд сам по себе тяжел, но не унизителен - это понимали, например, первые кибуцники. Но у русских евреев, часто воспитанных в высоколобом презрении к физическому труду, он воспринимается, как унижение.
.
Прибавим сюда, что и такая работа остается временной, ее легко теряешь, а прочных связей в трудовом коллективе обычно не возникает. Израиль перешел к массивному ввозу трудовых мигрантов из Восточной и Юго-Восточной Азии. Китайцы, филиппинцы и т.п. готовы работать лучше и за меньшую плату рыть землю, а значит растет угроза потери рабочего места - даже настолько гнойного. Жить-то как-то надо: как бы ни была плоха работа, ее отсутствие - еще хуже. Вот и приходится держаться за то, что есть, и благодарить начальника - подонка, расиста и ничтожество - за то, что дал работу, хотя он все время норовит тебя обмануть, обсчитать.
.
Прибавим сюда, что Израиль - скандальная, нервная страна, что легко объяснимо ее особым положением. Постоянные военные конфликты, милитаризм и расизм, страна, где слово "араб" является, фактически, ругательством (как слово "еврей" в позднем СССР), традиционная хуцпа (наглость) - все это черты любой колониальной культуры, основанной на экономическом и военном вытеснении местных жителей и на этнических чистках.
.
На выходе получаем особую едкую смесь.
.
Люмпенизация, потеря квалифицкации, социальной стабильности, размывание прочных трудовых коллективов, столкновение различных этнических групп в результате постоянных перемещенний капиталом рабочей силы, скатывание на самое дно социальной иерархии... все эти явления, вообще характерные для современной неолиберальной экономической модели. Весьма часто (хотя и не обязательно) все это порождает ультра-правые настроения. Протест агрессивных атомизированных, покалеченных жизнью одиночек - обычно протест фашистский, ультра-правый. Не имея опоры в товариществе коллектива, где работники годами притирались друг к другу, теряя уверенность в себе, свои профессиональные навыки, люди превращаются в асоциальных варваров. Даже Франция правеет. А уж в такой-то агрессивно-правой среде, как израильская...
.
Психика начинает формировать механизмы защиты. Например, происходит идентификация с агрессором (интроекция). Так, некоторые солидаризируются с угнетателями, отвергая "позорную" идентичность угнетенной группы: "Я - израильтянин, ивритоговорящий, а русские олимы (мигранты) сами во всем виноваты... Я - эстонка, и мои дети будут говорить только по-эстонски, к России мы никакого отношения не имеем... Я - почти белый, не негр, я выбеливаю волосы, у меня почти совсем светлая кожа... Я - немец, забудьте вы, наконец, о нашей еврейской бабушке, в моем доме запрещаю говорить на этом вашем диком жаргоне... как вы там его называете, идиш?" Естественно, говорящий все это, станет ярым патриотом своей новообретенной родины.
.
Но и такой путь подходит только части людей. Не все способны усвоить язык, например. Чем человек старше, тем это труднее.
.
Парадоксально, но чем более явной оказывается неудача интеграции одинокого индивида в ксенофобное общество, чем очевиднее провал идентификации с агрессором, тем сильнее разгорается патриотическое пламя. Ведь можно почувствовать себя патриотом больше, чем местные, состязаясь с ними в ненависти к жертвам колонизации (в данном случае к арабам) и в любви к государству, и, тем самым, обеспечить себе мнимое превосходство. "Да я за родину умру! Депортировать эту нечисть с нашей еврейской земли! Тут должны жить только евреи! Местные политиканы надоели со своими либеральными розовыми соплями, продадут они Израиль, проклятые гуманисты. Вот дали бы нам разобраться, вот мы бы...."
.
Надо ли говорить, что для правящей элиты все складывается превосходно, лучше не придумать, по очевидным причинам - ведь для любой власти нет кошмара страшнее, чем объединение многонациональных социальных низов.
.
P.S.
Данные Бориса Дубсона относятся к концу 90х- началу 00-х гг. Со временем положение, конечно, меняется. Часть людей просто покинула Израиль, перебравшись в другие страны, многие вышли на пенсию. Их дети, получив университетское образование, нашли работу в современном секторе израильской промышленности, в науке и в хайтеке. Это повлияло на людей и картина стала меняться. И все же, многое из сказанного выше остается верным и сегодня."

https://mikhailosherov.livejournal.com/1036276.html

Мои комментарии:

1) "традиционная хуцпа (наглость)"

Многие в русскоязычном пространстве считают, что так называемая "хуцпа" (переводится с иврите как наглость)  это часть культуры польских еврееев. Но это не так. Это израилькое нововведение и эта черта пронизывает всю израильскую культуру и она прививается с детства.
Например  фильмами-бурекас, вроде "Эскимо-лимон".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Горячая_жевательная_резинка
https://he.wikipedia.org/wiki/סרט_בורקס

2)
В самом начале 90-х было достаточно много самоубийств среди недавноприехавших.  Да и в середине  90-х они тоже имели место причем и среди относительно успешных иммигрантов. Так например, в больнице Рамбам из окна выбросился хирург - его заставляли очень много работать на местных, плюс наверное говорили гадости, вроде "Вот у моей семьи в Румынии до того как  вы русские пришли был завод, а вы русские его отняли".
На эту тему в газете "Новости Недели" была статья ныне покойного Виктора Топаллера под заголовок "Рабы в белых халатах".

https://ru.wikipedia.org/wiki/Топаллер,_Виктор_Александрович

3) Яркой иллюстрацией ко всему вышенаписанному является блоггер xaxam ("Василий Коровенко").  Впрочем в данном случае мы во многом имеем дело с украинскими традициями, попавшими на благодатную израильскую почву,  ибо сей блоггер имеет украинское происхождение.
Previous post
Up