https://www.globalaffairs.ru/articles/odno-ili-dva-gosudarstva-svop/ Фёдор Лукьянов: Государство Израиль было создано вопреки желанию многих в регионе. А если посмотреть с другой стороны, как те, кто приезжал в Израиль, относились к местным?
Яков Рабкин: Пожалуй, первым, кто обратил внимание на недостойное поведение поселенцев-евреев по отношению к местному населению, был еврейский интеллектуал из Одессы Ахад-ха-Ам (Ашер Гинцбург). В 1891 г. он опубликовал статью, где жёстко раскритиковал переселенцев (а они туда попали в основном из еврейских местечек Российской империи) за их обращение с местными.
Не стоит забывать, что первыми поселениями и политической культурой, которая стала впоследствии культурой государства Израиль, мы обязаны приехавшим из России. Многие из них испытали на себе погромы, особенно на Украине, в Молдавии, и в Белоруссии, немало участвовалo в террористической деятельности эсеров и других революционных групп. Этот опыт переселенцы привезли с собой, принимая местное население потенциально как таких же погромщиков.
В отличие от большинства эмигрантов из Российской империи (в своё время оттуда уехало 2 млн человек) те, кто приезжал в США или Канаду, не создавали своё общество; они вливались в существующие социальные и экономические структуры. Поселенцы-сионисты в Палестине, напротив, формировали собственный жизненный уклад. Так, например, в начале 1920-х они проводили политику афрада - «разделения», предполагающую наделение рабочими местами преимущественно евреев в обход местных, что естественно воспринималось палестинцами негативно. Таким образом, представление о палестинцах как об угрозе в среде сионистов в Палестине сложилось очень давно, подпитываясь европейским опытом погромов, а впоследствии и нацистского геноцида.
Фёдор Лукьянов: Вы упомянули эсеров - заведомо левоориентированное движение. Какой идеологии придерживались переселенцы?
Яков Рабкин: Большинство переселенцев, которые создали впоследствии государство Израиль - поколение Бен Гуриона, были выходцами из местечек, находящихся в черте оседлости, и придерживались, как правило, левых взглядов. Они хотели построить новое социалистическое общество в Палестине и создать нового человека, сильного, мускулистого крестьянина или рабочего, непохожего на местечкового склонившегося над Талмудом еврея-лавочника. Если мы сравним сионистские и советские плакаты 1920-1930-х годов, мы увидим, что они очень похожи. Несмотря на свою социалистическую риторику, переселенцы-сионисты местных арабов старались не видеть. Исключениями были, пожалуй, лишь Коммунистическая партия и «Поалей Цион», движение «Рабочие Сиона». В 1926 г. часть их представителей вернулась в СССР, мотивируя своё решение тем, что их родина - там, где строят социализм.
Фёдор Лукьянов: Получается, приезжие собирались создавать нового человека-еврея, а не нового человека, в принципе там живущего?
Яков Рабкин: Нового человека-еврея. Главное отличие здесь пролегает между понятиями «еврей» и «иудей». Приезжающие не использовали слово «иудей», а заменяли его термином «еврей», причём разница между ними была достаточно чёткой. Иудей - это как раз тот самый местечковый, религиозный, «средневековый» еврей, о котором интеллектуалы-сионисты в начале XX века писали исключительно плохо. Образу иудея противопоставлялся образ сильного рабочего или крестьянина, который освободился от религии и для которого еврейство отождествлялось не с вероисповеданием, а, по примеру окружавших их поляков или украинцев, с национальностью. В черте оседлости как раз и возникли условия для создания идеи еврейской национальности. Начиная с 1860-1870-х гг. молодёжь из числа тех самых местечковых евреев тянулась к русской культуре, прогрессивным идеям. Молодые люди начали отходить от религии, перестали быть евреями в традиционном понимании этого слова. При этом, в отличие от евреев во Франции, в Германии, они не могли переехать в столичные города и забыть о своём происхождении: этому препятствовали законы Российской империи. Так, отвечая на вопрос: «Кто мы такие?», - евреи пришли к идее светского еврея и еврейской национальности.
Фёдор Лукьянов: Получается, что еврейские националисты приехали в Палестину и привезли туда восточноевропейское сознание того времени. Что это означало для дальнейшего развития событий?
Яков Рабкин: Отношение к местному населению с самого начала было неоднозначным, но с течением времени ситуация стала ухудшаться. Местное население сопротивлялось, фиксировались даже нападения и вооружённые столкновения, например, в 1920-м, в 1937-м. В некотором смысле можно сравнить происходившее с борьбой индейцев против белых колонизаторов в Северной Америке. В итоге и тех, и других фактически поместили в резервации.
Слово «палестинец» долгое время не употреблялось, а Голда Меир просто заявляла, что такой нации вообще не существует. До сих пор в Израиле палестинцев обычно называют арабами, а те, кто упоминает слово «палестинцы», обычно люди менее националистической ориентации.
--------------------------------------------
Мои комментарии:
1) Я считаю, что серьезность погромов в определенной степени преувеличена: в РИ конца 19-го - начала 20-го веков было намного больше и бытового насилия, и насилия между разными группами граждан, чем в наше время.
Вот, что пишет о погромах Николай Врангель:
"Наконец успокоились. Прибывших из Новочеркасска для подавления ожидаемых беспорядков казаков отправили обратно. Евреи разобрали имущество по домам и снова начали спокойно торговать на базарах. Но какому-то покупателю не приглянулась купленная селедка, и он швырнул ее обратно еврейке-торговке. Та подняла гвалт, будто ее режут. Мужик начал ругаться, товарки еврейки визжать, зрители вмешались, мальчишки помчались во все стороны, вопя "наши бьют евреев", народ сбежался -- и погром был готов.
Как водится в таких случаях, сперва разрезали и растерзали бывшие в лавках перины и пуховики, и пух, как хлопья снега, стал носиться в воздухе и покрывать землю. Потом толпа с гиком начала разрушать дощатые лавчонки, уничтожать их содержимое. А потом, войдя во вкус, -- уже не уничтожать, а форменным образом грабить лавки и магазины -- и не только евреев, но попутно и своих, русских. Разница состояла лишь в том, что в еврейских лавках били и стекла, а в русских они кое-где уцелели. Спустя несколько часов подоспели и жители соседних сел, уже с повозками, и добро начали уносить не на руках, а увозить возами. В близлежащих улицах образовалось нечто вроде биржи. Степенные на вид граждане покупали по дешевым ценам у грабителей стянутые вещи. Дамы -- кусками кружево и материи, кавалеры -- часы, ценные вещи, мещане -- предметы домашнего обихода, народ -- сапоги и пиджаки. Перешучивались, хвастали покупками, смеялись. Было весело и оживленно, как на заправской ярмарке. И все были довольны -- и покупатели, и продавцы.
.........
Но не знаю, как в других местах, а в Ростове погром был столько же еврейский, как и общероссийский. Это просто была маленькая репетиция будущей великой русской революции. "
http://az.lib.ru/w/wrangelx_n_e/text_1922_ot_krepostnogo_prava.shtml 2) Конечно же арабы с израильским гражданством не живут в резервации, а вот сектор Газа последние 16 лет можно назвать резервацией.
-----------------------------------------
Еще по теме:
Кровавый потоп Аль-Аксы - аналитический доклад Readovka об очередном обострении палестино-израильского конфликта
https://cdn.readovka.space/pdf/Кровавый%20потоп%20Аль-Аксы.pdf