О пользе союза с Францией.

Nov 16, 2019 17:00



...расскажет
Записка
члена Государственного совета Г. А. Крестовникова
о положении механической промышленности в России
Июнь 1915 г.
...
...денонсирование теперь же договора с Францией важно потому, что по этому именно договору Россия лишена возможности иметь у себя одну из крупных отраслей механической промышленности, имеющей [тенденцию] с каждым годом все более развиваться, - постройку автомобилей. Конвенционные ставки на автомобили в размере взимавшихся при ввозе экипажей обусловлены по договору с Францией. Наше правительство, соглашаясь на эти ставки, вероятно, в то время смотрело на автомобили как на инструмент для спорта и забавы и не уясняло себе всего значения, какое приобретает автомобиль для передвижения и людей, и грузов, и как орудие, могущее заменять живую животную силу везде, где таковая употреблялась. Тогда не имели представления, что автомобилем можно пахать и пр., тем более не имели представления о значении автомобиля в военном деле.

Выторговывая у России эту льготу и лишая возможности свою союзницу иметь у себя столь важное для России производство, Франция, в сущности, сыграла в руку Германии, которая ввозила к нам главную массу автомобилей, во всяком случае, значительно большую, чем Франция. Я считаю, что Россия не может оставаться в прежнем положении; она должна сама для себя строить автомобильные машины всех сортов, тем более что при ее пространствах она представляет собой такой рынок, который будет требовать их с каждым годом все более и более. Между тем, пока существует конвенционный договор с Францией, никто в России не может и думать об устройстве автомобильных заводов. Если будет немедленно денонсирован договор с Францией, то нет сомнения, что многие начнут комбинировать устройство таких заводов, а в течение года со дня денонсирования, когда все равно строить в России автомобильных машин, по договору с Францией, нельзя, выяснятся от людей, интересующихся этим делом, и те условия, какие нужны для водворения этой промышленности в России, и, может быть, подвинется уже и устройство заводов.
Г. Крестовников
(РГВИА. Ф. 369. Оп. 1. Д. 96. Л. 339‑342. Типогр. экз. Цит. по: Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. М. 2004, С. 506-510.)

Ну, рассуждения видного промышленника о водворении автомобильной промышленности в России - это мечты, а вот удушение этой самой отрасли французскими союзниками-кредиторами есть суровая реальность...
Previous post Next post
Up