Несколько слов о гигиене творчества в горах (набросок)*
.
Шатаясь по горам, я как-то совсем непроизвольно раздумывал или даже просто наблюдал за этими идеями. Вообще я стараюсь думать пореже, только так можно выдержать предмет и не угнетать при этом живого зрения. )
1. Масштаб прекрасного.
Доводилось ли вам наблюдать за тем, кто, что и как, например, фотографирует среди компаньонов одного путешествия? Чем восторгаются и в каких обстоятельствах?..
Масштаб прекрасного- это то, чего безусловно нет у природы и нашего интуитивного восприятия естественного, и, однако, без него трудно обойтись в опыте сознательного эстетического восприятия и творчества. Кого-то влечет маленькое и замершее - цветок на высоком перевале или отдаленная вершина, у её подножия от былого очарования уже ничего не остается, но на помощь приходит новый цветок и т.д. Другие не могут обойтись в своей идеальной картине без становления- оттого привязаны к неправильным быстрым облакам, воде, подвижным насекомым. Есть нумерологи, лингвисты, логики которые не оставляют своих приёмов восприятия и вдалеке от города, и удовлетворяются лишь тем, в чём явственно различают удобную структуру, неоднородность, иерархию, каламбур, метафору, взаимную ассоциацию объектов. Еще одержимые от границ кадра, или же те, что могут дать волю чувствам единственно в безопасном месте и в праздности.
Любая активная позиция в этом вопросе мне кажется важной чрезвычайно, здесь слышатся отголоски беседы о самоопределении границ в развитии натуры.
2.Энциклопедичность
С детства в назидательных тонах нам преподносят творчество писателей- энциклопедистов. Думаю, энциклопедичность с их стороны была скорее вынужденным шагом к облегчению добычи сведений и организации диалога (пускай и с собою) в условиях глубоко сенсорного голода. Сейчас такие достоинства выглядели бы сомнительно, ведь свободное время выгоднее потратить на развитие интересных и неисследованных областей. Но вот самый отправной пункт творчества, кажется, почти не меняется с годами. Пишут из одиночества- так я называю право обладания уникальным опытом личности. А может писать из острого чувства локтя, выделяя лишь то, что выпадает из внутреннего ощущения общности?, - стремление почти обратное современному способу научной деятельности, но оно ли не человечно?
3. Вредные слова.
Я думаю, что общепринятое название вещи, её место в языке и культуре во многом определяют и способ её использования. Но вот зачем заучивать название вещей, которыми и не чаешь воспользоваться? Это ли не угнетает мысль, воображение, язык?
К чему, например, мы привязаны к названиям пичуг, которых видим раз на пять лет, или выспрашиваем всякие древние глупости у гида? Кажется очевидным, что факт рождает поставленная проблема, но в логике общения всё не так - элементы, в целом- произвольные, возникают задолго до появления целого. Привычка к системе, а также к тому, чтобы рассматривать её в свете декомпозиции, воспитывает особенную непроницаемость в самовыражении человека, ведь оно вынуждено иметь дело с элементами вовсе не подходящими к случаю и не согласованными в самой природе.