Homo liber

Sep 02, 2006 04:07

Praemissa minor
    Воля, поставленная под сомнение, обесценивает любой вывод, так как лишает суждение мотива, например, выравнивая вес различных элементов причинно-следственной цепи. Свободная воля способна в формальную обусловленность привлечь время, а, значит, является действительным основанием (движущей причиной) алгоритмов, условием которых мыслится время. Свободная воля, единственность(тождественность), время и субъект организуют множество, гарантирующее восстановление любого из 4 элементов.

Praemissa major
    Свобода воли, как самостоятельное явление, суть нравственное разрешение проблемы сродства произвольной изменчивости со случайностью, и, в этом смысле, одно из первых диалектических понятий. (свою ответственную активность мы видим не случайной, но изменчивой вне всякого закона) Нравственно осмысленный закон низводится до предварительности, - новые суждения формулируются post factum, но так, чтобы легко полагаться существовавшими ранее, скрытыми до поры и без принципиальной надобности. Нравственная случайность события -суть вероятие выбора элемента перечня (Вся процедура напоминает peticio principii, но оправдывается практической изоляцией субъекта в отдельную самость, которую призвана оберегать) Везде, где закон эффективнее описать, например, рекуррентно, нет места свободе воли, что, конечно, не имеет ничего общего с поводом для ее отрицания, ведь и субъекта выделить тоже нельзя.

Ultima ratio
    Вопрос о природе гипотезы свободного произволения переформулируем в духе проблемы Декарта: свобода воли суть гибкое тождество случайности произволения с некоторым фиксированным законом (мы обнаруживаем, например, граничную комплиментарность при сечении целого), или свобода- это тип взаимодействия случайности с определенной наличностью. Свобода взаимодействия самоочевидна: везде, где устанавливается обратная связь, уравновешиваются вклады случайности и закона в произволение. (Ср. Эволюционную теорию Поппера) И по этой причине излишня (условная акциденция) в качестве самостоятельной категории. В случае же параллелизма, свобода воли превращается в специфическую матрицу, «угадывающую» такие совпадения и привносящую единственно их в поле зрения. Можно предположить самостоятельный аффект, случайный однажды, но закрепившийся за счет фокусировки цели приспособления на себе и сообщающий специфическую выгоду, как то способность к творчеству. (Отмечу, что всякий опыт меняет статус допущения, производя основание. Формально можно утверждать, что мы соглашаемся с аргументацией другой гипотезы со сходной фактурой.)


этика, практикум, критерии и приемы, игра, структура

Previous post Next post
Up