Apr 16, 2013 10:44
Было (часть 5)
Понимание может быть неокончательным, движущим порядок к единственной простоте и ясности.
Фотография делает видимой самостоятельную остановку порыва, направленного вовне. Это не предел, но то, что движется. Фрагменты, ракурсы, остановки- то, что теперь подхватывается, оживает. Фотография как средство преодолеть естественное кадрирование, отбор узловых точек представления, то есть тех, закрепощающих восприятие привычек, которые нашли своё выражение во внешней данности фотографии, в технике и условиях снимка. Это оптимистичный взгляд на «маклюэновский вопрос».
«Современность» - не технология, она не аддитивна ничему, но лишь «современна», а потому следует своему вполне уединённому качеству, и не перехватывает инициативу самосознания у человека. Технология решает «технологический» комплекс в мышлении, нашедшем потому в ней опору. Комплекс в сознательном, обнадеженном собственной кажущейся слабостью. Здесь человек так воображаемо силен, что может быть слаб - уже перед одним своим воображением величия и опасности, как джин может снова попасть в бутылку, из которой вышел. «Чего уж говорить о прочем!», которого между прочим - нет.
Мы говорим о том, что на снимке было, в прошлом было, заключая о времени, с позиций невероятного настоящего, то есть настоящего, которого «еще не было» и «больше никогда не будет».
Если то, что вы знаете, положительно, сценарии - лишь сценарии передачи, очищения, знания. Вездесущий «спектакль» и подробные ужасы эпохи не властны над существом положительного, ведь затронь они его, ничего не останется от самих этих ужасов. Вне означаемого блага нет рисков. Но и благо, свободное от необходимости воображать его, выходит непричастным случаю. Положительное - лишь представление о несомненном.
Эта речь не так уж различна со снимками, где общее прошлое восстановило единую свою тождественность. Зная больше прежнего, умея больше кого-то в прошлом, мы всё-таки можем выучиться у прошлого самому его факту. Простая фотография позволяет обнаружить, что оков современности - нет.
(c) Материал подготовлен в рамках программы презентации «зеница ока», Музей Современного Искусства на Дмитровской, Ростов-на-Дону, 2012-2013
Андрей Першин
этика,
эстетика,
практикум,
критерии и приемы