под катом:
1) Интеллигенция и еже с нею
Интеллигент - понятие историческое и востребовано в смысле ценности исторической перспективы, то есть любых систематических попыток обуздать инерцию восприятия социума, способов преднамеренно извлечь из инерции пользу. Широко известны результаты сохранения ценностей в ином русле, например в области современного, а значит изменчивого языкового обращения. Здесь понятия имеют ограниченный срок самостоятельной жизни, того и гляди впадут в детство и деконструкцию,- «роман», «история», «субъект»,- безнадёжно устарели, «интеллигенция» - и подавно.
Разумеется, ценности работоспособны в любой структуре, то есть работоспособны душевные инвестиции. В каком-то смысле, ценности это и есть структура.
2) Культура, поэзия и власть
Власть физического закона, идей, мнений, обстоятельств, власть людей или ценностей,- всякая власть состоит в закрепощении представления обратной связи. Это общечеловеческое, но очень хрупкое представление,- ведь ни один проект «здравого смысла» не выдерживает критики. Здравый смысл превратился в жупел для философии, как вечный двигатель - в жупел для физики. Сейчас много пишут и говорят о мультиполярной власти, например о несовпадении центров политической, экономической, информационной и других видов власти, а также о невозможности «абсолютного пространства» или универсальной системы отсчёта для самого факта (применения) власти. Понятно, что весь этот релятивизм - уже форма сохранения дискурса власти. Культура, находящаяся в диалоге, мире, либо противостоянии с властью,- тоже есть форма такого сохранения. Что, конечно, является частным случаем сохранения как такового.
3) Позиция
Позиция для меня не отвлеченная фигура речи, но непосредственная форма присутствия, в мысли, когда размышляешь, в зрении, когда смотришь, в чувстве, в комнате, в стране и мире.
Возможно, вякая догадка о целом (или другом «опережении») предполагает позицию, но в самом целом позиции нет, да и позиция, как явление или факт, - самодостаточна. Человек, вполне отвечающий собственной позиции, едва ли тотчас осудит позицию чужую, ведь она существует в мере затраченного, ещё не остывшего и не отторгнутого усилия её понять.
Впрочем, это касается и речи вообще. Полемика невозможна, когда люди действительно являются тем, что говорят. Где слово относится к существу их целостности, а не только к цели, интересам и т.д.