Первородство и близорукость - ИА REX

Oct 29, 2017 17:28

http://www.iarex.ru/articles/54670.html?_utl_t=lj
Первородство и близорукость

Размышления на полях двух докладов об одном и том же историческом событии
Владимир Павленко21 октября 2017  11:31

Два публичных выступления привлекли к себе внимание международной общественности в течение 18-19 октября. Первое: политический доклад Председателя КНР и Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина на XIX съезде КПК. И второе: выступление Президента России Владимира Путина на сочинском заседании Дискуссионного клуба «Валдай». Экспертные комментарии к сожалению их между собой не объединяют, хотя пересечение в целом ряде сфер, прежде всего в идеологии и геополитике, очевидно. И завуалированный посыл Западу на тему о надежности России как международного партнера ощутимо контрастируют с заявкой на мировое лидерство, которая прозвучала из Пекина.

Что бросается в глаза при сопоставлении текстов? Прежде всего, оценка Великого Октября, к 100-летнему юбилею которого мы стремительно приближаемся. Важность этого отнюдь не в дани прошлому, а в проекции на историческую перспективу. Понимания этого в российском обществе, в отличие от китайского, нет ни в низах, ни в верхах. И особенно это видно в сравнении оценок Октября обоими лидерами, которые многое раскрывают и наводят на определенные выводы.

Си Цзиньпин: «Сто лет назад прогремели залпы Октябрьской революции, которые принесли в Китай марксизм-ленинизм. Наши передовые умы увидели в марксистско-ленинской научной мысли путь к решению проблем тогдашнего Китая. В 1921 году, в решительной борьбе с феодальными порядками и иностранным вторжением, была создана Коммунистическая партия Китая».

Владимир Путин: «Сегодня, обращаясь к урокам столетней давности, к русской революции 1917 года, мы видим, какими неоднозначными были ее результаты, как тесно переплетены негативные и, надо признать, позитивные последствия тех событий. И зададимся вопросом: разве нельзя было развиваться не через революцию, а по эволюционному пути - не ценой разрушения государственности, беспощадного слома миллионов человеческих судеб, а путем постепенного, последовательного движения вперед?» и т.д., к этой цитате, существенно перевесившей слова китайского лидера как по объему, так и спорности, если не сказать конъюнктурности суждений, мы еще вернемся.
Итак, уничижительная оценка Великого Октября российским президентом особенно удивляет (и возмущает) на фоне выводов иностранного лидера.[Далее:]Главным образом потому, что соединив Октябрь 1917 года с современным развитием его идей в виде концепции «научного социализма с китайской спецификой в новых условиях», Си Цзиньпин претендует, и небезосновательно, на своеобразную «приватизацию» Октябрьского наследия и его превращение в фундамент истории Народного Китая в обход России. Не случайно о самом Октябре и марксизме-ленинизме в докладе, который, это надо понимать, имеет официальный партийно-государственный статус и является документом ЦК КПК, говорится, а о России - нет. Нужно ли упоминать, что возможным это становится только в условиях, мягко говоря, обескураживающего отказа от собственной истории лидера российского? «Вам не нужна ваша история, та ее часть, которую мы считаем поворотным пунктом в истории человечества? - как бы спрашивает Си Цзиньпин у Путина. - Ну, так мы возьмем ее себе, и когда этим путем по нашим стопам пойдет весь мир, и вы никуда не денетесь, то о вашем первородстве вы должны будете позабыть».
Фривольная авторская интерпретация? Как бы не так! Вот выдержка из еще одного из выступлений Си Цзиньпина от 2013 года, прозвучавшего через год после прихода к власти. «…Перевернуть страницу Советского Союза и Коммунистической партии, освободиться от Ленина и Сталина и забыть все остальное - значит участвовать в историческом нигилизме. И это сбивает с толку наши мысли и подрывает организацию партии на всех уровнях». Сказано в высшей степени понятно и доступно. КПК вынуждена прибрать к рукам остающееся бесхозным советское наследство не только ввиду стремления к идеологическому доминированию, но и из инстинкта самосохранения, побуждающего партию учесть печальный опыт КПСС и СССР, к которому в Китае приковано огромное внимание. И на котором с момента прихода Си Цзиньпина к власти воспитывают партийные кадры.

Как связан Великий Октябрь с «китайской спецификой»? Очень просто. Еще в 1915-1917 годах, В.И. Ленин, познакомившись с теорией «ультраимпериализма» видного немецкого социал-демократа Карла Каутского,понял, что европейский оппортунизм, встроенный в систему либерально-социалистического консенсуса западных элит, готовит России внешнее управление. И последовательно выступил с тремя теориями. Во-первых, победы социалистической революции в отдельно взятой стране (именно на ней И.В. Сталин впоследствии выстроил теорию и практику строительства социализма в отдельно взятой стране). Во-вторых, империализма, и в этой теории Ленин отказал Каутскому в ноу-хау, не признав возможности создания глобального империализма путем переноса практики картелей на международную политику. Позднее, в 1923 году, в одной из последних работ «О нашей революции» (1923 г.) Ленин признался,что руководствовался отнюдь не классовыми, а по сути цивилизационными соображениями и связал выживание СССР с подъемом национализма на Востоке и в первую очередь в Китае. В-третьих, с теорией государства диктатуры пролетариата, и не случайно Си Цзиньпин сейчас говорит о восприятии марксизма-ленинизма именно китайскими рабочими, удельный вес которых в этой стране был намного меньше, чем в России времен 1917 года.

Западная социал-демократия и русские меньшевики устроили тогда Ленину обструкцию, обвинив в отходе от «скрижалей» марксизма, требовавших длительного капиталистического развития для перехода от буржуазно-демократической к социалистической революции. А Ленин в той же работе 1923 года дал итоговый ответ на эти обвинения, признав восточное СВОЕОБРАЗИЕ русской революции, настолько существенное, что классовой теорией его объяснить трудно, и не случайно оно у вождя Октября связано именно с национализмом, пусть и восточным.

«Национальная специфика», тесно связанная с традиционными ценностями исмыслами, с проектной идеей той или иной страны, - китайская ли, русская, по лекалам которой, вразрез с установками классического марксизма, осуществлялась Октябрьская революция, социалистическая в классовом контексте и национально-освободительная в цивилизационном, - непреложное условие выживания революционного режима. Этим путем пошли Ленин и Мао Цзэдун - и победили. Кто эту истину, невысказанную вслух до 1923 года, но практически реализованную Лениным еще на подступах к Великому Октябрю, проигнорировал - в Баварии, Венгрии, Финляндии и пр. - тот проиграл. И власть не удержал.

Дэн Сяопин, которому принадлежит авторство концепции «социализма с китайской спецификой», просто оказался куда более прилежным учеником
Ленина, нежели Хрущев, Брежнев, Андропов & Co, вместе взятые. Не говоря уж о Горбачеве и Ельцине, где теоретические изыски даже не ночевали.
Сегодня Владимир Путин, вступая в заведомо проигрышный заочный спор с Си Цзиньпином, произносит в Сочи набор таких антикоммунистических банальностей, которые известны с незапамятных времен и тогда же опровергнуты. Например, строго через эволюцию, без революций, развиваться нельзя, ибо эволюция и революция - две стороны, два метода одного и того же всемирно-исторического процесса, и одного без другого не существует. Это вообще-то философские азы и отнюдь не марксистские.

Это Г.В.Ф. Гегель с его триадой, привязанной к трем диалектическим законам - перехода количественных изменений в качественные, единства и
борьбы противоположностей, отрицания отрицания.
Не менее шокирует признание Путиным, как видно дальше из стенограммы, позитивных последствий Великого Октября только для Запада. В России он их не видит? Никак не связывает дату 25 октября (7 ноября) 1917 года с 9 мая 1945 года? Которую сам же и принял за «точку сборки» современного российского общества. Сделав, впрочем, при этом все, чтобы перекрасить ее из естественных красных в унизительные бело-голубые тона голубка на задрапированном «в честь» 70-летия Великой Победы ленинском Мавзолее. В воздухе повисает вопрос о детской наивности представлений, будто иностранцам нашу историю фальсифицировать нельзя, а нам самим - можно. И будто мы этой драпировкой не развязываем им не только мозги, но и руки.

А художества троцкистской антисталинской оппозиции в виде создания альтернативного Москве IV Интернационала и закулисных шашней с верхушками западной олигархии и нацистского режима, они разве не опровергают мифологемы о «начальном этапе» после 1917 года? (Желающим поспекулировать на «большевизме» Троцкого заранее предложу заглянуть в исторические «буквари», например, в работы В.И. Ленина «О краске стыда у иудушки Троцкого» и И.В. Сталина «Троцкизм или ленинизм»; или в книжку американского историка Роберта Уорта «Антанта и русская революция»).

В завершение еще одна цитата из доклада Си Цзиньпина XIX съезду КПК. «…Вступление социализма с китайской спецификой в новую эпоху …это свидетельство того, что в XXI веке научный социализм приобрел в Китае могучую жизнеспособность и жизненную энергию, и сейчас над миром высоко
реет великое знамя социализма с китайской спецификой. Это означает, что непрерывное развитие пути, теории, строя и культуры (!) социализма с китайской спецификой открыло развивающимся странам новые пути к модернизации, предоставило совершенно новые альтернативы странам и нациям, стремящимся ускорить свое развитие и желающим сохранить собственную независимость. Таким образом, Китай привнес китайскую мудрость и китайский вариант для решения проблем человечества» (выдел. - Авт.).
И если первый из выделенных мной фрагментов - урок «перестроечным» «вождям» КПСС, то второй - недвусмысленное предупреждение нынешним лидерам.

И что это как не приватизация Октябрьского наследства, которое мы сами абсолютно неразумно выпускаем из рук? Предавая тем самым великий подвиг предков, вырвавших страну из внешней зависимости и направивших ее по пути суверенного развития, сохранением которого мы так озабочены сегодня? Нет никакой «русской революции 1917 года», а есть отделенные друг от друга целой чередой крупных событий предательский Февраль, ввергший Россию в колониальную зависимость от Запада, по словам американского посла в Петрограде Д. Фрэнсиса, «с согласия самих управляемых» -  Временного правительства и эсеро-меньшевистского большинства Петросовета. И есть Октябрь, который ее из этой зависимости вырвал. В том числе потому, что русская военная разведка в Октябре взяла реванш за Февраль у британской. И соединять эти два события в оксюморон «исторического тянитолкая» - апофеоз поверхностности и дилетантского непрофессионализма.

Лукавая мифология «русской революции 1917 года» сродни «средней температуре по больнице». И она очень нужна кое-кому для того, чтобы «опустив» Октябрь, «поднять» Февраль.

Можем ли мы вернуться в Октябрьское первородство, не допустив его  окончательной утраты? Наверное, да, но с условиями. Во-первых, если за субъективным фактором - желанием «одних» держать и не пущать, а других - «разрушить» - увидим в проблеме революции еще и объективный -
естественно-исторический ход событий, частью которого являются магистральные революции, имеющие всемирно-историческое значение. Умение
соотносить между собой объективный и субъективный факторы, строго говоря, - важнейший признак образованности. А во-вторых, если, заинтересовавшись проблемой обновления марксизма, которым давно и успешно занимается Компартия Китая, увидим за «социализмом с китайской
спецификой» и еще одну, уже западную, мир-системную теорию. И сможем их соединить между собой, ответив таким образом на вызов со всех сторон
современности.
Если же нет, то с неминуемым крахом нынешнего «ультраимпериализма», исторические часы которого сочтены, мы обречены будем оставаться на той же глубокой периферии мир-системы глобального социализма, что и сейчас в глобальном капитализме.

Павленко Владимир


революция, Китай, 7 ноября

Previous post Next post
Up