Мне было горько и обидно, когда наш Синод подставился под удар, совершив грубую ошибку, устами ведущих иерархов объявляя всю иерархию Константинопольского и Александрийского патриархатов раскольниками, и кинулся заполнять образовавшийся "канонический вакуум" вторжением в Африку, в том числе, в исконный Египет. Вангую, что п. Бармалей и рассчитывал на какой-то глупый ответный шаг Москвы, затевая украинскую авантюру. Теперь Александрия спешно собирает синаксис пентархии, где всех собак постараются повесить на МП, всю вину за раскол Православия.
До последнего вторжения в Африку, каноническая правда в украинском вопросе целиком была на стороне РПЦ, но теперь и наш Синод виновен, "яко производящий замешательство в чине церковном", в попытке создания параллельной юрисдикции в других патриархатах.
Вслед за первым исконнорусским вопросом "КТО ВИНОВАТ?" неизменно возникает второй - "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
Призрак схизмы снова бродит меж Церквями.
От Халкидона до 9 века Рим и Константинополь находились в схизме по отношению друг к другу в общей сложности более двухсот лет, т.е. около половины этого срока. То обстоятельство, что догматическая правда в этих случаях на стороне Рима, склоняет многих обращаться туда же за разрешением других разных недоумений, подталкивая некоторых пап вмешиваться в дела других престолов, считая себя последней инстанцией улаживания всех споров. В 9 веке взаимные анафемы папы Николая и св. патриарха Фотия: в первом случае (863 г.) - за мнимые преступления, но реально, скорее, за то, что св. Фотий не хотел покровительства папы ценою самостоятельности Константинопольского престола, во-втором (867 г.) - не известны точные формулировки, т.к. материалы Собора были уничтожены, но, понятно, что за непомерные папские притязания в отношении другого престола. Очевидно, что последнее в чем-то роднит ситуацию с нынешней.
То есть, я бы понял наш Синод, если бы он, в духе св. Фотия, даже не ответно, но первым, собрал Архиерейский Собор, который анафематствовал бы членов Синода КП за те же непомерные папские притязания в отношении Украины. Это много честнее и лучше, чем вторжение в Африку или Анталию, и наверняка ускорило бы созыв Всеправославного Собора для решения украинского вопроса.
Последнее вторжение во многом испортило авторитет МП, но не погубило до конца надежду канонического разрешения этого вопроса, но только..., если Архиерейский Собор РПЦ не подтвердит последнего деяния Синода МП, а направит свой пыл на п. Варфоломея с бандой. Ещё не поздно прекратить делать мелкие неканоничные пакости, но бить надо уверенно, с верою в каноническую правду.
UPD 21.02.22 Должен признать, что погорячился, говоря о возможности осуждения и низложения патриарха одной Поместной Церкви Поместным Собором другой Церкви. Прецедент низложения папы Николая свт. Фотием таки отличен от нынешней ситуации, ибо на Константинопольском Соборе 867 года присутствовали уполномоченные от всех восточных патриархатов. Прецедент осуждения Нестория свт. Келестином Римским также не работает, ибо патриарх Иоанн Антиохийский не дал своего согласия и только Эфесский Собор (3 ВС) реально низлагает Константинопольского патриарха.
Нам необходимо согласиться с прп. Феодором Студитом: "если один патриарх уклонится от истины, то он должен... принять исправление от равных, т. е. остальных четырех" и с прп. Максимом Исповедником: "в среде преемников апостолов наказание бывает от равных по чину". И с прп. Никодимом Святогорцем: "они были папами и вселенскими патриархами и потому не имели над собой другого высшего суда, кроме Вселенского собора". Таким образом, только "согласие всех патриархов вселенной Поместные соборы превращает во Вселенские и кафолические". Ссылки на источники есть в статье Минкова и Синильщикова (
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FYuRBnYWIuciy9P%2BM2GZSwc%2BeES2q7Xx3%2F0OwmS8MZPTMPMRolMNUCAu5tJNLNWotq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%8F%D0%98%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB.pdf&nosw=1), благодарю их за эту статью.