В большинстве случаев описание медитации начинается словами: «представьте…», «вообразите…», «нарисуйте в уме…», «перенеситесь…» и так далее, но главным элементом в подобных схемах является воспроизведение в сознании стандартной, заданной автором медитации мыслеформы. В результате сознание переключается в определенный режим, медитация получается тематической, а по основной сути формальной. То есть вместо медитации выполняется некое упражнение ментального характера, которое при наработанном навыке приносит определенные плоды, иногда они стоят того, чтобы заниматься даже такой урезанной формой медитации.
Это напоминает отношения мужчины и женщины, которые по своей глубине и разнообразию того, что может быть между двумя людьми, не знают никаких пределов во всех направлениях. Если двое симпатизирующих друг другу встретились несколько раз, поцеловались в подъезде, то они для себя с полным на то основанием называют случившееся между ними - «отношениями». И прожившие вместе 30 лет, воспитавшие троих детей тоже называют происходящее между ними отношениями. Другими словами, медитации, как и отношения, бывают разные…
Несколько слов о том, чего можно ждать от формальной медитации и чего ждать не стоит. Чтобы быть конкретнее, напомню о некоторых свойствах головного мозга. Мозг является электрохимическим органом. В состоянии активности он может вырабатывать до 10 ватт электроэнергии; если все 10 миллиардов нейронов мозга разрядить в один момент, приставленный к голове электрод зафиксировал бы напряжение более 5 000 000 вольт.
Электрическая активность головного мозга проявляет себя в виде мозговых волн. Существует четыре разновидности этих волн, в порядке убывания активности. Бодрствующий мозг, активно вовлеченный в умственную деятельность, генерирует дельта-волны, частота 20-30 Гц, и бета-волны, частота 15-40 Гц. Бета-волны в основном характерны для активного сознания. Человек, произносящий речь на публике, или ведущий ток-шоу при выполнении своей работы находится в состоянии бета. Стресс и негативное мышление или эмоции появляются, когда мозг находится в дельта-бета-состоянии. Для большинства взрослых людей состояние бета является нормальным повседневным рабочим неизбывным состоянием. В бета-состоянии не может возникнуть вдохновение или всплеск творческой активности, все рутинно, размеренно, обыденно.
Следующая категория мозговых волн - альфа. Если бета представляет бодрствование и активность, то альфа - противоположную фазу. Амплитуда альфа-волн больше, а частота составляет 9-14 Гц. В состоянии альфа находится человек, завершивший некое задание и присевший перевести дух. Как правило, частично в этом состоянии пребывает и медитирующий человек.
У тета-волн амплитуда еще больше, а частота составляет 5-8 Гц. В состоянии тета обычно находится человек, который решил отдохнуть и почти погрузился в сон. Если вы долго ведете машину по автостраде и в какой-то момент ловите себя на том, что не можете вспомнить, как и где вы ехали последние пять-десять километров, то, вероятно, в это время вы пребывали в тета-состоянии. Если вы медитируете и не заметили, как пролетело четверть часа, значит, именно в этом режиме функционировал ваш мозг.
Итак, скорее всего, попытка погрузиться в формальную медитацию на самом деле является переключением работы мозга в состояние альфа-тета, что само по себе довольно комфортно, расслабляюще, способствует отдыху и восстановлению. Кроме этого надо учесть, что медитативные и околомедитативные психофизиологические состояния имеют ряд важных особенностей.
Во-первых, довольно быстро включается механизм самопроизвольной саморегуляции. Впервые его действие научно обосновал Илья Пригожин, известный ученый из Бельгии, за это, кстати, ему была присвоена Нобелевская премия. В своей работе «Самоорганизация саморегуляции биологической системы» Пригожин распространяет одну из закономерностей современной термодинамики на биологические объекты. Закономерность состоит в следующем: при определенных условиях любая система, предоставленная самой себе, стремится к состоянию наименьшего возбуждения частей, составляющих эту систему (в отношении работы мозга: амплитуда увеличивается, частота уменьшается), при этом растет степень упорядоченности и происходит самоорганизация. Например: мы выплескиваем воду из стакана в воздух. Вода начинает принимать форму абсолютно правильных шаров - капель. Почему она не принимает форму куба или еще какую-нибудь? Потому что при шарообразной форме будет наименьшим поверхностное натяжение воды. Другой пример: в полусферическую чашу кидаем горсть небольших шариков. Шарики, скатившись на дно, всегда занимают форму абсолютно правильного шестигранника (кристаллическая форма). Почему? Потому что при такой форме расположения будет наименьшим давление каждого шарика на каждый. При определенных условиях напряжение минимизируется, возбуждение спонтанно падает, при этом возрастает степень упорядоченности структуры системы.
Примерно это же происходит в организме и психике человека во время медитации, когда его мозг находится в состоянии альфа-тета - самоупорядочивание на всех уровнях: от клеточного до системного.
Во-вторых, американские нейрофизиологи под руководством Китта Уоллса, исследуя мозг медитирующих людей, обнаружили, что когда возбуждение мозга падает до критического значения (состояние наименьшего возбуждения, предельно глубокого покоя), в деятельности мозга наблюдаются вспышки абсолютной упорядоченности. Возникает уникальнейшее явление когеренции волновой активности всех центров мозга: передняя и задняя части, правое и левое полушария, кора и подкорка начинают действовать абсолютно согласованно. Что, конечно же, вызывает у медитирующего ряд специфических, недостижимых никаким другим способом ощущений. Часто в подобном состоянии сами по себе решаются «повисшие» в оперативном сознании задачи, нередко отмечается явление медитативной эйфории.
В-третьих, иногда удается выключить ту малую толику оперативного сознания, в которой располагается идентификационная составляющая человека под названием собственное «Я» и почувствовать растворение в многомерной Реальности, при этом, как правило, создается обманчивое ощущение получения прямого опыта других измерений.
Многим, кто испытал подобное впервые, кажется, что медитация - это легко, доступно, радостно, что это долгожданный вход в Новый мир. Но через некоторое время выясняется, что медитация чаще всего становится не входом, а обходным туннелем, с призраками, показывающими разные завлекательные картинки, туннелем, который, минуя все двери, приводит человека туда, откуда он вышел - к себе, любимому, со всеми проблемами, печалями и несбывшимися надеждами. И чем больше человек «медитирует по кругу», тем яснее для него становится, что это занятие вовсе никакая не медитация, а бесконечные игры его собственного ума, изощренного и изворотливого. Что найти какие-то ответы, кроме очевидных, не удается, что влиять на ход событий невозможно, а для того, чтобы хорошо отдохнуть, гораздо проще и естественнее было бы просто уснуть…
Что же является медитацией в истинном смысле этого слова со всеми вытекающими последствиями и возможностями, безо всяких призраков и химер когерентного ума? Понятно, что однозначного ответа нет, и претендовать на него было бы глупо. Но два основных признака подобных психофизиологических состояний я бы выделил:
полное отсутствие всяких мыслей;
нахождение в особом эмоциональном состоянии.
То есть все техники, при которых необходимо держать в голове либо картинку, либо слова, либо совершать еще какое-нибудь умственное усилие, я бы отнес к разряду формальной медитации, ограниченной возможностями нашего индивидуального ума. А выделил бы те техники и методы, которые опираются на состояние чистого листа, или экрана, в голове, а еще точнее, но труднопредставимее - на полное отсутствие каких-либо вербальных или невербальных объектов в сознании, кроме эмоционального ощущения. Ориентированные именно таким образом медитации со временем позволяют войти в состояние, обозначенное в заглавие этого поста - «сетевого сознания».
Из всех возможных определений сознания самым интересным, вызывающим много меньше вопросов, является предложенное неврологом Роджером Сперри, долгое время изучавшим нервную систему и связь ее с функциями сознания и мышления. Он определяет сознание как эмерджентное (буквально - неожиданно возникающее) свойство более высокого порядка, которое рождается на основе целостных свойств нервной системы и, в свою очередь, осуществляет «нисходящее» управление ее функционированием. Так вот, сетевое сознание является эмерджентным по своим свойствам. Оно неожиданно возникает из совокупных свойств сознаний живущих на Земле и проецируется на каждое индивидуальное сознание, сумевшее включиться в глобальную беспроводную сеть - ноосферу, информационный слой, божественный разум - в определениях многие расходятся, но суть от этого не меняется. Вместо терминального способа мышления, когда возможности индивидуума ограничены потенциалом его мозга и нервной системы, локализованных в одном теле, получается сетевой способ мышления и, главное, действия, ограничений для которых не существует.
Сразу возникает два вопроса: как подключиться, как достичь этой медитации, которая позволяет открыть такие неограниченные ресурсы, и второй вопрос - как гарантировать, что подключение, осуществленное медитативным способом, не опустит жаждущего истины в какую-нибудь канализационную яму или болото коллективного разума, из которого потом придется выбираться всю оставшуюся жизнь, проклиная самого себя?
Чтобы сильно не отягощать этот пост, на поставленные вопросы попробую ответить в следующем - «Призрак Медитации_3: Сетевое сознание - думай не думая»
Из готовящейся к печати книги "Психоэнергетическая тренировка. Методы, техники, упражнения"