1. Падение человека и его восстановление Христом
1.1. Психологическая схема падения
1.2. Состояние падшего человека
1.3. Почему человек самостоятельно не может вернуться в первозданное состояние
1.4. Дело Христа и спасение святых
1.5. Молитва как средство восстановления человека
1.6. Иисусова молитва
1.7. Действие благодати через молитву
1.8. Молитва и добродетели
1.1. Психологическая схема падения
Первая причина и корень падения - в своеволии, то есть в том, что человек предпочел свою волю воле Божией. Как об этом писал и преп. Максим: первой пострадала в нас воля (
см).
Своеволие стало первым звеном в цепи падения: предпочтение своей воли - неведение (помрачение ума) - сомнение [ума] - смущение [сердца] - страстные движения сердца - страсть переходит в привычку - власть сатаны.
Чуть более подробно:
- человек возлюбил свою несовершенную волю больше всесовершенной воли Божией;
- своеволие отдалило душу от Господа и человек оказался лишь со своими ничтожными силами;
- ум объяло неведение, т.к. удалившись от Бога - истинного Света, просвещающего всякого человека, он помрачился, утратил свою светлость, которая позволяла различать добро и зло;
- помраченный ум, не различающий добро и зло, утратил рассуждение, обнажающее диавольские козни и поэтому сам своими силами, без помощи Божией не мог устоять против зла;
- таким образом, неведение породило сомнение ума;
- сомнение ума же родило смущение сердца;
- смущение же - и мать и дочь боязни и всех страстных волн, воздымающихся в сердце человека и непрестанно погружающих в море смущений корабль ума и души сим возлюбленным им своеволием;
- страсти, т.е. страстные привычки, укоренившись, срослись с естеством человека и уже, помимо желания, увлекают ум и душу в господствующую страсть: по причине помрачения ума сердце наполнялось страстными волнениями, которые со временем сделались привычкой, т.е. стали душевными автоматизмами, и перешли из осознаваемой области в область неосознаваемую так, что человек, поступая по этой привычке, уже и не осознает этого по слову Апостола: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
- сатана же не замедлил явиться в мрачном уме и в страстном сердце, имея посредством страстей полную власть в сердце, как бы поселившись там и культивируя орудия своей власти - страсти.
Из сердца исходят помышления злыя», так прорекли уста сладчайшего Господа Иисуса, Подвигоположника, Начальника и Учредителя деланья истиннаго покаяния и свидетеля в достижении плодов сего покаяния. Злоба после падения человека вошла в его сердце, т.е. после того момента, когда человек возлюбил свою злую, несовершенную волю больше воли все-совершенной Божией. Основания своеволия отдалило душу от Господа и человек оказался лишь со своими ничтожными силами. Человеку надлежало стояти противу зла, что он сам, без помощи Божией, выполнить не мог, т.к. ум и душа, после первого их согласия на возлюбление воли своея, утратили нужную светлость, могущую различать добро и зло: утратили рассуждение, обнажающее козни диавольския: их объяло неведение, породило сомнение, чадо помраченнаго ума возлюбившаго свою волю, неведение породило сомнение: сие же родило смущение: смущение и мать и дщерь боязни и всех страстных волн, воздымающихся в сердце человека, и непрестанно погружающих в море смущений, корабль ума и души, сим возлюбленным своеволием.
Все перечисленною получилось человеку по причине помрачения ума. Сердце наполнялось не естественными привычками - страстями, а последния, укоренившись, срослись с естеством человека, и помимо желания ум и душу увлекают в господствующую страсть.
Сатана как виновник и начальник тьмы не замедлил явиться в мрачном уме и в страстном сердце, вполне властвуя? и сердце определенное во обитель Богу, делается и бывает вертепом шакалов и разбойников, т.е. страстей и диаволов.
1.2. Состояние падшего человека
В результате падения все силы человека оказались повреждены, т.е. стали действовать не так, как было задумано Богом при творении, т.е. не согласно природе, но нижеестественным* образом.
Память должна помнить о Боге, а она отпечатлевает разнообразие чувственного и увлекается им.
Ум должен предстоять Богу, а он, вслед за памятью, как раб увлекается чувственным.
Сердце (иначе душа как синоним жизненной части души человека) должно быть устремлено к Богу (быть жилищем Богу), а оно вслед за умом устремлено к чувственному (есть жилище страстей).
Чувства, должны быть подчинены уму, а они властвуют над ним и увлекаются сами и увлекают ум к воспринимаемому ими.
По всему по этому человек в целом уже не свободен, но рабствует своим похотям. Попытка ума обуздать жизненные силы своей души путем трезвения не имеют успеха, так как человеку не на что опереться, все расстроено, все в беспорядке.
*Вообще, поскольку человек двусоставен, т.е. обладает разумной и свободной душой и животным естеством - плотью, то он может действовать (1) естественным образом, согласно замыслу Бога о нем, когда ум, господствуя над своей животной частью, сам устремлен к Богу, (2) нижеестественным образом, когда человек, живет по законам естества своей животной природы, подчиняя ум плоти, и (3) противоестественным, когда человек действует даже и против законов своего животного естества.
Память, отвыкшая помнить о Боге, вместо присутствия пред Бога время проводившая в вещах чувственных, увлекается их разнообразием, входящим чрез все пять внешних чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Ум следует за памятью подобно рабу, т.к. все то во внутреннем человеке, что должно быти под управлением ума, включая и пять внешних чувств, все возгосподствовали над умом, посему-то упомянутые внешние чувства соделались проводниками того, что впечатлялось в памяти и впечатлением, увлекающим и содержащим в своей власти и ум и сердце - драгоценнейшие сути человеческого существа, каковые Богом определены во свое Богу жилище. Когда же человек сходит умом и сердцем во впечатления чрез чувства, тогда ум и душа начинают жити жизнию нижеестественною, страстною, и вместо господствования ума - над умом господствуют впечатления, и ум вместо жити своею свободою, которою имеет от Бога в великий дар, - вместе с душею влачит крайнейшее подневолье и рабство своим похотям, приведя в полное расстройство своего внутренняго человека. Чувства, не привыкшие к бодрствованию и соучаствовати вниманию молитвы, бывают увлекаемы всем тем, что может доходить до чувства. Трезвость - сей духовный пост - и при всяком желании человека в это время внутренняго безпорядка не сильно обуздати ни чувств, ни памяти, ничего из того, что в человеке пришло в непорядочность и разстройство от безвнимательной к себе и безтрезвой к чувствам (на внешнее) жизни.
1.3. Почему человек самостоятельно не может вернуться в первозданное состояние
Таким образом, у нас, вследствие падения, возникло два непреодолимых для нас препятствия:
1) страсти получили силу естества: часто человек даже когда и желает доброго и пытается сделать что-то доброе, вследствие укоренившейся страстной привычки скатывается на накатанную дорожку - пожинает лишь плод своих страстей;
2) сатана сильнее и хитрее неопытного ума, всякое намерение человека к добру перехватывает и обращает против человека.
Поэтому желание выйти из своего тяжкого положения оказывается невозможно осуществить лишь своими силами.
Чуть более подробнее:
1) Естественный порядок, установленный Богом, нарушен и, вследствие этого, ум, имеющий природную силу руководить неразумными силами души, не делает этого, но сам подчиняется им: ум помрачен и не видит и, не видя, следует привычкам, которые вследствие повторения стали уже несознаваемыми автоматизмами, и по неосознаваемой привычке подчиняется неразумным силам - вожделению и ярости, когда они приходят в движение и работает на них, т.е. ищет способы осуществления их стремлений. Неразумные же силы не сами по себе приходят в движение и не следуют за желаниями ума, но возникают под действием или внешних впечатлений, входящих через пять чувств, или от воспоминаний и помыслов, которые ум не видит откуда приходят, а приходят они часто от наших врагов - бесов.
2) Помимо искажения собственной природы прилепившимися к ней страстями мы имеем еще и внешнего противника, использующего страсти как свои орудия. Сатана действует через сердце, которое наполнено страстями и, вследствие этого, непрозрачно для ума. Наш ум не видит источники страстей и поэтому не видит, что начала их - не от нас, но от нашего врага. Обладая значительно большим опытом и большей тонкостью в сравнении с нашим умом враг выдает вселяемые им помыслы за наши собственные. Таким образом, оставаясь не узнанным человеком, сатана постоянно манипулирует им через возбуждение страстных движений, дергая за эти ниточки и направляя человека в угодную себе сторону.
Таким образом, сатана как бы вселяется в сердце человека и обитает в нем, используя человека как послушный себе инструмент и услаждаясь своей властью и страданиями подвластного.
И таким образом, все человечество до пришествия Христова на землю было объято тьмою неведения и люди умирали во тьме, не зная истины, угнетаемые диаволом через их сердца исходящее зло.
Человек в страдании, ум и душа вышли из естественного состояния в нижеестественное. Желание выйти из сего тяжкого положения осуществить лишь своими силами невозможно. Сатана сильнее и хитрее неопытнаго ума, а страсти получают силу естества: всякое намерение человека к добру перехватывает. Человек даже иногда и в добром своем произвольном поступке пожинает плод усиленных своих страстей. Бьется человек, отчаявается в своем спасении, оставляет свои труды, а что хуже - иногда накладывает на себя руки*.
* Но следует знать, что в таковое положение человек входит тогда, когда он не именем Божиим борется, а собственною силою, а кто в Боге положил свое упование, тот борется именем Божиим и побеждает и бывает побеждаем и вновь встает и борется до конца победы.
...
Сатана, вселившись в сердце, скрывается в нем объятом тьмою страстей, всегда действуя дабы смущати человека, и не быти узнану его в сердце обитанию, услаждаясь страданиями.
...
Диавол человека обольщает из сердца рождаемыми им помыслами, обещая всякому то, кто к чему имеет большое греховное влечение. Как хитрец и коварный диавол подходит к человеку всегда тонко, тонкостью, всегда бывающей тоньше тонкости ума. Он покрывает свое мерзкое присутствие, делая им рождаемыя помыслы как будто самим человеком рождаемые и действуемые, и бывает человек всегда пленником и навсегда погибает, аще токмо не Господь защитит человека Своею благодатию, очистив ум его до проразумения всех и всяческая козней, подступов, заходов и обходов его, как грубейших, так и тончайших, и всех и всего между сими.
...
Вот на это-то и наводит человека Бог словами «от сердца исходят помышления злая»: сии сквернят, сии уводят ум и душу из свойственнаго им устроения мирнаго, естественнаго, а поэтому имеется неотложность возстати противу действия злобы в ея начальном появлении - зародыше, когда она, не укоренившись, отсекается легко, лишь бы обнаружить ее. Сие делается Сладчайшим именем Господа Иисуса.
...
Все приведенное свидетельствует о том, что хитрость сатаны превосходит тонкость ума человека, посему-то человеку лишь со своими силами вступать в борьбу с диаволом, действующим в сердце через страсти, невозможно и безполезно, доколе человек еще не получил от Бога власть и силу наступать на всю силу вражию ...
1.4. Дело Христа и спасение святых
Человек до пришествия Христова, будучи объят тьмой неведения, находился в томлении, непрестанном смущении и всяком огорчении, от чего и взывал к Богу всем своим существом о прощении и избавлении от этого тяжкого состояния.
Христос, воплотившись и исполнив дело Великого Божия Совета, открыл для нас бывшую до этого закрытой возможность исправления и возвращения в первобытное состояние, но не только это, а и много более того - возможность достижения той цели, которая была у человека в раю, т.е. всецелого соединения с Богом. И не только живым дал возможность спастись, но и, поправ Своей смертью смерть греха, разрушил темницу ада и содержимых во аде верующих в Него извел оттуда.
В чем же конкретно состоит эта возможность спасения, данная нам Христом? - Христос, (1) разогнав тьму неведения, научил человечество отличать добро от зла и, (2) победив всю силу вражию, Своим примером и учением показал людям как вести борьбу с диаволом и со злыми хотениями своей воли - именно, полагаясь не на свои немощные силы, но на всемогущую силу Божию и спасаясь силой Божией благодати.
Что и осуществили святые: видя свою человеческую немощь, верой же прозирая всемогущую силу Божию, побеждающую зло с ее виновником и водителем, и возжелав следовать Христу в исполнении воли Небесного Отца, не пытались спастись самостоятельно, но всё спасение осуществляли силой Божией благодати. Зная по указанию Господню, где истоки зла в нас, святые восставали против зла при его зарождении в сердце и уничтожали его силой содержащегося постоянно в памяти имени Иисуса Христа. Зная свою немощь они всегда взывали к Гоподу о помощи. При возмущении, вызванном врагом в сердце, Господь, отвечая на молитвенное призывание человека, побеждал злобу в сердце, умиротворял дух человека, восстанавливал тишину, давая возможность уму далее упражняться в молитве.
Выше сказали, что все человечество до пришествия Христова на земле было объято тьмою неведения и умирали во тьме, не зная истины, угнетаемые диаволом чрез их сердца исходящее зло.
Христос же смертию Своею смерть греха попрал, темницу ада разрушил и не только желающих деятельностью при Его помощи спастись живых определил спасать, а и содержимых во аде за веру изведе из него как Всемогущий. После сего все святыя, видя человеческую немощь, верою же зря Всемогущую силу Божию, побеждающую зло с ея виновником и водителем, и желая следовать Христу во исполнение воли Отца Небеснаго, зная согласно указания Господня, отколе свое начало приемлет зло, сами собой к сему делу не приступали, а все и все они, спасение делали силой Божией благодати, возставая противу зла в его только что зарождении, уничтожая его силой памятуемого Имени Сладчайшего Иисуса Христа.
Господь молитвенно всегда человеком призываемый, побеждал злобу, умиротворял дух человека, возстанавливал тишину и давал возможность уму вновь упражняться в молитве. Оно является существом писанного впереди, как сие делати? Дабы непогрешительно действовати именем Господа Иисуса Христа Всепобедоноснаго на всякую злобу, и виновное всех утешений. Имя Сладчайшего Господа Св. Отцы призывали в молитвах, на отгнание всего бывающего от диавола.
...
Тьмой неведения человечество было объято включительно до пришествия Христова, т.е. когда человек томясь, непрестанно смущаясь и всяко огорчаясь, взывати к Богу начен всем своим существом. Тогда Господь во время, определенное в своем Божественном совете при изгнании прародителей из рая «явити от жены семя, которое сотрет главу змия», приведе во исполнение. Христос во чреве Девы зачат и родился. Взял на себя тяжесть греха целого человечества, со грехом сразился, начав подвиг - Подвигоположник, и человечество научил как можно отличать добро от зла и вести борьбу с диаволами, предварительно Сам победил всю силу вражию - Всепобеждающий, дабы человеку было яснее, как бороться и побеждать диаволов, страсти и своея злыя страсти воли, последующия диаволохотениям.
1.5. Молитва как средство восстановления человека
И мы спасаемся тем же способом, показанным нам Господом и осуществленным святыми.
Что нужно нам для спасения?
1) желать следовать Христу
2) осознать свою немощь
3) надеяться на помощь Всемогущего, Всеведущего, Благого Бога
4) трезвиться, противостоя злу при самом его зарождении в сердце - не пытаясь своими силами победить зло, но призывая помощь Божию.
Вот на это-то и наводит человека Бог словами «от сердца исходят помышления злая» - сии сквернят, сии уводят ум и душу из свойственнаго им устроения мирнаго, естественнаго; а поэтому имеется неотложность возстати противу действия злобы в ея начальном появлении - зародыше, когда она, не укоренившись, отсекается легко, лишь бы обнаружить ее. Сие делается Сладчайшим именем Господа Иисуса.
... хитрость сатаны превосходит тонкость ума человека, посему-то человеку лишь со своими силами вступать в борьбу с диаволом, действующим в сердце через страсти, невозможно и безполезно, доколе человек еще не получил от Бога власть и силу наступать на всю силу вражию; а до сего человек должен стяжать всяко всюдный искус - опыт побеждати диавола, - искус, устрояемый ему благодатию Божией; и это тогда лишь возможно, когда человек будет шествовати во всем за Подвигоположником - Христом, борясь и побеждая злобу, силою благодати Божией, в молитве всегда действующей: молящийся соблюдается благодатию и водствуется в точной постепенности, получает пользу, а избегает вреда.
...
Суть делания молитвы сия, нужно: дабы отгонять всякую мысль из сердца являющуюся; не допускати от вне нового греховнаго, желающего проникнуть в сердце, память приучати быти пред Вездесущаго Бога: уму же лишь всегда читати молитву, и внимати лишь ей читаемой, и это вместо всяких других, хотя бы естественных уму мыслей, и вместо упражнения в помыслах бывающих всегда во многом изобилии из сердца, и она приведет во яже «око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша»... ею сердце человека устрояется во обитель Пресвятыя Троицы.
1.6. Иисусова молитва
Таким образом, спасение совершается силой Божией в ответ на призывание нами имени Божия в момент зарождения зла в сердце через всеваемые от сатаны помыслы.
Здесь есть одна проблема. Именно, чтобы осуществить это, т.е. постоянно трезвиться, следить за помыслами возникающими в сердце и отлавливать те из них, которые всеваются врагом, нужен ум сильный, способный не развлекаться в молитве, и наученный в распознавании хитростей врага и в различении добра и зла. Наш же ум слаб, с трудом сосредотачивается и легко отвлекается в силу того, что привык бродить во внешнем, чувственном. Ум, как кажется, не властен над собой и даже, когда и желает удерживать внимание на молитве, легко уклоняется вниманием в привычные мечтания о чувственных вещах. Поэтому и дело спасения не спеется, а если и спеется, то очень медленно.
Это часть общей проблемы, о которой сказано выше, состоящей в том, что природа человека повреждена и человек своими силами не может ничего сделать. И решение также лежит в общем русле: надо двигаться от конца к началу, от внешнего к внутреннему, полагаясь не на себя, но на спасающего нас Бога.
Решение этой проблемы, предложенное Отцами, таково. Надо избрать краткую молитву, на словах которой уму легче удержать внимание, и упражняться преимущественно в ней. При всякой внутренней или внешней брани вести ее силой имени Господа. Приучить себя сперва механически постоянно повторять ее, затем же постепенно приучить ум сосредотачиваться на словах молитвы, не отвлекаясь на что-либо другое - на помыслы или внешние впечатления, которые постепенно уйдут из сердца на внешние уровни сознания, в сердце же водворится память Божия.
В качестве такой краткой молитвы кто-то из Отцов использовал стихи из псалма (например), другие - молитвы данные ангелами (некоторые из этих кратких молитв сохранились в составе нашего богослужения и по сию пору: Трисвятое, молитвы Иоанникия Великого и др.). Со временем же Иисусова молитва был признана абсолютным большинством Отцов наиболее подходящей для такого упражнения. Иисусова молитва составлена из слов Духа, содержит все необходимое - призывание имени Господня, слова покаяния, предание себя в волю Божию и при этом достаточно краткая и потому доступна каждому, но и вариативна - можно читать более краткий и более длинный вариант.
Молитв в св. Церкви много и все они сильны на отгнание супостата: но на это нужен ум сильный и наученный в распознавании хитростей врага и в различении добра и зла, да бы Не развлекался в молитве; слабому же уму, каковыми являются и наши умы, собираться в молитвословии очень и очень не легко и не удобно, т.к. ум, привыкший к чувственному, и во время молитвы мечтает свойственно-чувственное, а от всего бывает предстояние лишь телом иконе, а ум и сердце витают не весть где. Внимание не привыкшее удерживаться при молитве расхищается, ум бывает не властен соблюдать собою, т.к. внимание не удерживается при молитве, а язык не может свободно произносить слова молитвы, и это по причине разнородности и множества слов, дело не спеется, а если и спеется, то очень медленно. Посему сие ведая св. Отцы и учители, и делатели истинного покаяния, желая следовать за Христом, как единым, могучим спасти, и брань вести согласно сказанного выше, силою имени Господа, для сего всегдашнее оружие избрали себе от Духа святаго изложенную молитву Христу Господу Иисусу, отдавая ей преимущества. Все существующия в св. Православной Церкви молитвы действительны и спасительны, но молитва Иисусова всегда привлекала умы спасающихся к себе содержащей словеса Имени Господа Иисуса, и слова кающегося грешника, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Некоторые из св.о.о. непрестанно творили другие коротенькие молитвы, или одну из них, но большинство св.о.о. занимались Иисусовой молитвою, преимуществуя пред другими. Всякий желающий работати Господу в делании молитвы Иисусовы, по причине ея краткости, и всем грамотным и не грамотным доступности, может трудясь над молитвою, усвоить свободное, без приневоливающаго языка в молитве упражнение, увлекающего за собой и ум и внимание.
1.7. Действие благодати через молитву
Уже сказано, но нелишним будет повторить. Человек побеждает врага и исправляется не своими силами, но исключительно помощью Божией. Иногда (чаще чем мы осознаем, на самом-то деле) Бог помогает нам и без нашей просьбы. Но ради нас, чтобы мы осознавали и помнили о том, Чьей силой мы сильны, и не возносились, будто мы сами совершаем свое спасение, Бог предпочитает подавать нам Свою помощь именно в ответ на нашу молитву. Говоря кратко: благодать предпочитает действовать через молитву. Поэтом и мы должны все свое упование возложить на Бога и при любом случае в первую очередь призывать имя Божие и лишь потом подкреплять свое желание спастись своими действиями, понимая, что они недостаточны, но и что Всеведущий и Всемогущий Бог силен восполнить любой наш недостаток и как Благой Он сделает это, если оно идет нам на пользу.
...следует знать, что в таковое положение человек входит тогда, когда он не именем Божиим борется, а собственною силою, а кто в Боге положил свое упование, тот борется именем Божиим и побеждает и бывает побеждаем и вновь встает и борется до конца победы.
...
хитрость сатаны превосходит тонкость ума человека, посему-то человек лишь со своими силами вступает с диаволом, действующим в сердце через страсти, невозможно и безполезно, доколе человек еще не получил от Бога власть и силу наступать на всю силу вражию, а до сего человек должен стяжать всяко всюдный искус - опыт побеждати диавола, искус, устрояемый ему благодатию Божией и это тогда лишь возможно, когда человек будет шествовати во всем за Подвигоположником - Христом, борясь и побеждая злобу, силою благодати Божией, в молитве всегда действующей: молящийся соблюдается благодатию и водствуется в точной постепенности получает пользу, а избегает вреда.
1.8. Молитва и добродетели
Поскольку благодать предпочитает действовать через молитву, то, очевидно, что и стяжание добродетелей также будет обусловлено молитвой о них.
В этом смысле молитва может именоваться матерью добродетелей, питающей все добродетели.
Но молитва обуславливает добродетели не только тем, что в ответ на молитву мы получаем благодатную помощь, но Бог, для нашего научения, установил и более тесную связь между ними: само делание молитвы ведет к получению добродетели.
Конкретно.
Память Божия: делая молитву, человек, по мере делания,памятует о Боге, памятование же о Боге является свидетельством любви к Богу.
Плач, память о смерти: человек памятует о смерти, т.к. борьба со грехом неразлучна с памятованием смерти, смерть есть грех, а от греха человек памятию переходит к смерти, полагающей тело во гроб.
Смиренномудрие: делая молитву, человек всегда кается в своих грехах, сознавая себя грешником, ... молитва открывает человеку его духовное око ума, показует человеку согрешения его, воспринятые им в сердце, и показует немощи, дабы человеку смирятися; человек познает немощь свою и безсилие свое в борьбе со злобою, усерднее умом держится молитвы, и предается в волю Божию, и вновь и вновь молитвенными воззваниями призывает Бога на отмщения соперника его - диавола.
Упование на Бога: делая молитву, человек борется со злобою именем Божиим, а не своею ничтожною силою, доказывая свою немощь и прославляя Божие могущество.
Мужество: молитвою человек научается мужеству, видя, что молитва побеждает грех.
Терпение: великодушию в перенесении скорбей научит она, вразумив и уяснив, что скорбь и искушения являются причиной знаний и спасения.
И всякая другая добродетель спеется с молитвою, даже включая и любовь.
Таким образом, подвизаясь в молитве, вместе с тем получим и добродетели. Подвизаясь же в добродетелях, если только действительно будем стремиться их получить, методом проб и ошибок научимся и молитве, так как без молитвы добродетели не будут даваться. Но первый путь значительно легче, так как правильно расставляет приоритеты, на втором же пути будет много ошибок и обучение не будет легким.
Св.о.о. молитву, включая и Иисусову, называю матерью добродетелей, следовательно - сколько в успехе она, столько в успехе и другие добродетели. Молитва, подобно матери питающей детей, питает все добродетели, а по сему-то делание молитвы является целой спасительной жизнью, доводящей ум и душу до разума сущих Божия премудростию. Когда молитва приемлет действие Духом Святым, тогда и все добродетели бывают движимы Духом Святым, чему научитися да потрудимся. Делая молитву, человек по мере делания памятует о Боге, памятование о Боге является свидетельством любви к Богу. Делая молитву человек всегда кается во грехах своих, сознавая себя грешником; делая молитву, человек борется со злобою именем Божиим, а не своею ничтожною силою, доказывая свою немощь и прославляя Божия могущества. Молитва открывает человеку его духовное око ума, показует человеку согрешения его, воспринятое им в сердце, и показует немощи, дабы человеку смирятися.
Человек познает немощь свою, и безсилие свое в борьбе со злобою, усерднее умом держится молитвы, и предается в волю Божию, и вновь и вновь, молитвенными воззваниями призывает Бога, на отмщения соперника его диавола, человек памятует о смерти, т.к. борьба со грехом неразлучна с памятованием смерти, «смерть есть грех», а от греха человек памятию переходит к смерти пологающей тело во гроб. Молитвою человек научается мужеству, видя, что молитва побеждает грех.
И великодушно в перенесении скорбей научит она, вразумив и уяснив, что скорбь и искушения, являются причиной знаний и спасения. И всякая другая добродетель спеется с молитвою даже включая и любовь