Умное делание - Антоний Голынский-Михайловский

Oct 31, 2024 06:13

Многие Отцы писали об умном делании, но писали для своих учеников и давали практические советы, чаще для уже достаточно продвинутых степеней, но не давали общей картины и почти не говорили о начальных этапах, может быть потому, что начальные этапы подвижник проходил в общежительном монастыре на послушаниях, где сам монастырский порядок наставлял его и исправлял отклонения от пути.

В наше время в XX веке Антоний Голынский-Михайловский восполнил этот пробел и оставил нам описание общей картины прохождения умного делания от начальных этапов до самых высот с акцентом именно на начальных стадиях.

Мы почти ничего не знаем о самом Антонии, сведения о нем противоречивы, он сам сделал все, чтобы остаться безвестным, но сам его труд свидетельствует и о своем авторе.

Само произведение дошло до нас через самиздат в очень сыром виде, видимо, не в авторской редакции и неизвестно были ли внесены и какие искажения теми, кто все это записывал и перепечатывал.

То в каком виде мы получили это произведение можно посмотреть на сайте hesychasm.ru здесь. Неясно, кто это записывал, почему такой странной неграмотной смесью русского и церковнославянского.

Н.М. Новиков причесал самиздатовский текст и издал его в виде отдельной книги и как часть своего сборника, за что ему, несомненно, следует отдать низкий поклон. Изданный Новиковым текст можно посмотреть, например, здесь. Н.М. Новиков так характеризует версию с сайта hesychasm: "Еще одна Интернет-версия под наименованием «Умное делание. О молитве Иисусовой. Поучения архиеп. Антония (Михайловского)», помещенная на сайте «Исихазм», вообще не поддается каким-либо комментариям, остается только предостеречь от ознакомления с ней." Но, честно сказать, лично мне версия с сайта нравится больше, чем причесанный Новиковым текст. Отчасти из-за того, что при таком причесывании издатель почти неизбежно вносит смысловые искажения в текст, так как исправляет его в меру своего понимания, которое не во всем соответствует пониманию автора (если только издатель сам не является святым, прошедшим все этапы умного делания). Некоторые из таких искажений мы можем отследить, сравнивая изданный текст с самиздатовским вариантом, держа в уме, что и тот может быть также искажен.

Итак, искажения могли имет место - при записи, при передаче текста и при его причесывании перед изданием. Но все это не существенно. Существенно же то, что творение Антония Голынского-Михайловского представляет нам общую картину и систематическое изложение всего пути умного делания - от самого начала, с самых первых шагов.

Эта картина основана творениях Отцов. Но у древних Отцов мы находим советы уже продвинувшимся делателям. Опасность здесь - в том, что новоначальный, не имея еще понимания предмета и не имея истинного наставника, начинает применять эти советы к себе и у него ничего не получается или выходит не то. Может быть, поэтому Отцы и не давали подробных рекомендаций, но часто выражались намеками и иносказаниями, чтобы не навредить тем, кто своевольно пытался проходить этот путь без истинного наставника.

К сожалению, в наше время трудно найти истинного наставника, а желающих заниматься умным деланием много, поэтому и необходимо такое систематического изложение всего пути умного делания, начиная с самого начала, чтобы дать делателям хотя бы основные ориентиры, позволяющие им найти верный путь.

Иисусова молитва

Previous post Next post
Up