8. Линия третья. Путь исправления человека В самом конце своего толкования преп. Максим очень кратко очерчивает путь исправления человека, причем делает это в
последовательности обратной последовательности прошений молитвы, т.е. "снизу-вверх".
«Поэтому и мы, возвращаясь, кратко повторим сущность сказанного. Если желаем избавиться от лукавого и не впасть во искушение, будем верить Богу и простим долги должникам нашим. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:15). Тогда мы не только получим прощение соделанных нами грехов, но победим и закон греха, [так как Господь] не допустит нас изведать его, и попрем родителя греха, лукавого змия, об избавлении от которого молимся. И Военачальником нашим будет при этом Христос, победивший мир; Он вооружает нас законами заповедей, и в соответствии с этими законами, посредством отвержения страстей и через любовь связывает воедино природу [человеческую]. Как Хлеб жизни, мудрости, ведения и правды, Он привлекает к Себе наше ненасытное желание; во исполнение Отчей воли Он соделывает нас сослужителями Ангелов, так что еще в этой жизни мы, подражая [Ангелам], являем в своем житии небесное благоугождение [Богу]. Затем Он возводит нас на высшие ступени Божественного, ведущие к Отцу светов (Иак. 1:17) и соделывает нас, через благодатное общение с Духом, причастниками Божественного естества, благодаря чему мы все без ограничения назовемся детьми Божиими и пречисто будем носить [в себе] всего Сына Божия по естеству - Самого Совершителя этой благодати, от Которого, через Которого и в Котором мы имеем и будем иметь и бытие, и движение, и жизнь.»
Логическая структура этого отрывка в соответствии с прошениями молитвы (цифры в скобках).:
[7] Если желаем избавиться от лукавого
[6] и не впасть во искушение,
[5] будем верить Богу и простим долги должникам нашим.
т.к тогда мы <...>
- получим прощение соделанных нами грехов,
- победим и закон греха, [так как Господь] не допустит нас изведать его
- попрем родителя греха, лукавого змия
- при этом Христос <...> вооружает нас законами заповедей, и в соответствии с этими законами, посредством отвержения страстей и через любовь связывает воедино природу [человеческую]
[4] Христос <...> как Хлеб жизни, мудрости, ведения и правды, привлекает к Себе наше ненасытное желание
следовательно, задает направление воли (предмет), согласное с волей Божией, которая одна и едина, следовательно и направление движения (предмет воления) будет общим у людей и ангелов и, таким образом,
[3] во исполнение Отчей воли Он соделывает нас сослужителями Ангелов, так что еще в этой жизни мы, подражая [Ангелам], являем в своем житии небесное благоугождение [Богу]
[2] затем Он возводит нас на высшие ступени Божественного, ведущие к Отцу светов (Иак. 1:17) и соделывает нас через благодатное общение с Духом, причастниками Божественного естества ,
[1] благодаря чему мы все <...> пречисто будем носить [в себе] всего Сына Божия по естеству
[0] и без ограничения назовемся детьми Божиими.
Стартовая точка здесь - это «избави нас от лукавого», а конечная - «Отче наш, иже еси на небесех». Здесь мы, наконец, встречаем более привычный нам порядок следования, при котором более высокие состояния обусловлены более низкими:
- сперва избавляемся от лукаваго, для чего необходимо
- избавиться от первого рода искушений и претерпеть второй род - что невозможно сделать своими силами, но чтобы Христос это сделал за нас, нам необходимо
- направить свою волю согласно логосу природы (деятельность сделать созвучной логосу природы), что выражается, в частности, и в прощении долгов своим должникам, за что Христос избавит нас от искушений
- Слово будучи Хлебом Жизни привлекает к Себе наши ум и волю (ум - мудрость и ведение, воля - жизнь и праведность): «как Хлеб жизни, мудрости, ведения и правды, Он привлекает к Себе наше ненасытное желание»
- соделывает нас сослужителями ангелов
- через Св. Духа
- вселяется в нас
- вследствие чего мы становимся сынами Бога-Отца по благодати.