Навеяно
вот этим постом
isolophey об аретологии преп. Максима. Решил написать как я себе это все представляю.
Базовое положение аретологии МИ - то, что добродетели присущи душе природно и, следовательно, каждой силе души соответствует своя добродетель.
Основной текст здесь - отрывок из Диспута с Пирром: "добродетели … вложены в нас с создания. Поэтому, как только обман будет окончательно смыт, душа сразу же обнаруживает блеск природной добродетели. Ведь кто не глуп, тот разумен, а кто не труслив и не дерзок - мужествен, и не развратный - целомудрен, а не неправедный - праведен. По природе же ум есть разумение, способность суждения - праведность, а гневное начало - мужество, а вожделеющее - целомудрие. Следовательно, после отнятия противного природе обычно обнаруживается только то, что соответствует природе, как после утраты ржавчины - природный блеск и сверкание железа."
По-гречески предпоследнее предложение приведенного отрывка будет: "Κατά φύσιν δέ ὁ λόγος, φρόνησίς ἐστι καί τό κριτήριον, δικαιοσύνη, καί ὁ θυμός, ἀνδρεία καί ἡ ἐπιθυμία, σωφροσύνη". Если перевести для единообразия теми же терминами, кот. используются, напр., в переводе Амбигв: "по природе же разум есть рассудительнось, способность суждения -справедливость, ярость - мужество, вожделение - целомудрие"
В V главе Мистагогии преп. Максим подробно разбираем добродетели разумной части души: "душа … состоит вообще из силы разумной и силы жизненной. Разумная сила движется самовластно, по произволению, а жизненная пребывает неподвижной, по природе не обладая свободой выбора. … к разумной силе относятся деятельная и созерцательная способности; созерцательная называется умом, а деятельная - разумом. Ум является движущим началом разумной силы, а разум - промыслительным началом силы жизненной. Первый (ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом. … ум, который, как мы сказали, называется также мудростью, развиваясь посредством навыка в созерцании неизреченного безмолвия и в ведении, приводится к истине с помощью незабывающего и бесконечного знания. А разум, который мы назвали рассудительностью, посредством практического навыка в добродетели, [осуществляемого] телесным образом, находит свое завершение через веру в благе. И именно из этих двух [начал] образовывается истинная наука о делах божественных и человеческих, подлинно непогрешимое ведение - высшая точка всего божественного христианского любомудрия … "
Если посмотреть на "списки" главных добродетелей, приводимых преп. Максимом в разных произведениях - они разнятся, причем при этом разнятся и сотнесенные части души, но это происходит не от противоречивости мысли св. Отца, а вследствие разности предмета рассмотрения. Так в приведенном отрывке из Мистагоии рассматривается только разумная часть души, в Амбигвах к Иоанну, LXXVII(XVI) - вся душа целиком, как состоящая из разумной, животной и растительной части ("страстная часть души разделяется, как говорят, на подчиняющееся рассудку и не подчиняющееся рассудку. И не подчиняющееся рассудку разделяют на питательное (θρεπτικὸν ), которое называют естественным, и на естественное, называемое жизненным (ζωτικὸν ), из которых ни одно не направляется рассудком … то, чтобы возрастать или здравствовать, или жить ... А удобопокорное разуму разделяется на два: желательное (ἐπιθυμητικὸν ) и яростное (θυμικὸν ). ").
"рассудительность (φρόνησιν) [осуществляя] относящейся к познанию и науке деятельностью,[бывающей] от соединения умной и рассудочной силы со зрительным и слуховым чувством применительно к чувственно воспринимаемым ими [предметам]; мужество - крайней ровностью в том, что касается действия в отношении сродного [ему] чувственного [объекта] (περὶ τὸ συμφυὲς αἰσθητὸν), [что бывает] от соединения яростного [начала] с обонянием, то есть с ноздрями, в которых, как говорят, водворяется дух ярости; а благоразумие (σωφροσύνην) - [бывающим] от соединения (1249) похотной силы [души] с чувством вкуса умеренным употреблением соответствующего чувственного [продукта]; а справедливость - [совершаемым] посредством осязания во всем равным, чинным и гармоническим распределением жизненной силы в том, что касается действия по отношению почти ко всем чувственным [объектам]."
Отличие этого отрывка от предыдущего в отсутствии ума и соотв. мудрости, но в наличии справедливости, кот. сопоставляется жизненной силе, т.е. растительной части души в терминологии Аристотеля.
Но мудрость появляется дальше (правда в компании с кротостью), как синтетическая добродетель: "из этих четырех главных добродетелей посредством синтеза производить две главнейшие - я имею в виду мудрость и кротость: мудрость - как предел познания, а как предел деятельности - кротость. Так из рассудительности и справедливости творит мудрость, как являющуюся причиной, соединяющей ведение сообразной рассудительности и сообразной справедливости науки (ἐπιστήμης)[375], и поэтому - как я сказал - служащей пределом познания. А из мужества и благоразумия соделывает кротость, являющуюся ничем иным как совершенной неподвижностью гнева и похоти по отношению к тому, что противно природе, что иные назвали бесстрастием, и посему служащей пределом деятельности. Также и эти [две добродетели] сводит в [одну] самую главную из всех,- я имею в виду любовь (ἀγάπην)"
При этом, надо скзать, мысль о том что мудрость= рассудительность(разум)+справедливость( жизненная сила) уже содержалось в мистатогии, V - в виде "Ум является движущим началом разумной силы, а разум - промыслительным началом силы жизненной." А также: " жизненная сила, конечно, равным образом созерцается в том и другом, то есть в уме и разуме. Ибо непозволительно думать, будто какая-либо из этих частей лишена жизни, а поэтому они обе проникнуты ею." И далее раскрывается, что смысл знака равенства в этом выражени (или, что есть синтез):"ум есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом …"
Итак, каждой части и каждой силе души соответствует своя добродетель. И, в зависимости от того, как мы будем душу "делить", мы будем иметь различные списки добродетелей. Если попытаться совместить все в одном списке, получим следующее соответствие между частями души и добродетелями:
человек (душа) в целом = любовь
__растительная душа = справедливость
____питательная =? (справедливость - ?)
____жизненная = справедливость
__животная душа = кротость
____ярость = мужество
____вожделение = воздержание или благоразумие
__разумная часть = мудрость
____разум (словесная способность) = рассудительность
____ум = мудрость